Счетчик посещаемости
Каракалпакстан





История, памятники и фотографии Каракалпакстана, территории древнего Хорезма. Значительное пространство азиатской части планеты занимает Центральная Азия. По своей площади (более 1295 тыс. кв. км.) она превосходит Германию, Францию и Великобританию вместе взятые. Территория Центральной Азии простирается от Каспийского моря на западе до границы с Китаем на востоке и от Арало-Иртышского водораздела на севере до границы с Ираном и Афганистаном на юге. Ее западные и северные районы представляют собой обширные равнины, где соседствуют пустыни и сухие степи, с востока они окаймляются горными хребтами Памиро-Алая и Тянь-Шаня, отдельные вершины которых, самые высокие в нашей стране, достигают почти семи с половиной километров над уровнем моря. Но Центральная Азия не только географическое понятие. В первую очередь это крупный историко-культурный регион, насчитывающий двадцатипятивековую историю, регион, где сложилась своеобразная историческая и культурная общность, отличная от общности других регионов. В Центральную Азию входят следующие республики: Туркменистан, раскинувшийся от Каспия до среднего течения одной из двух крупнейших центральноазиатских рек - Амударьи (в древности - Вахш, по- гречески Окс; в средние века - Джейхун); Каракалпакстан, входящий в состав Республики Узбекистан и расположившийся в низовьях Амударьи; Узбекистан, занимающий центральную часть центральноазиатского междуречья (в средние века - Мавераннахр), т.е. земли между двумя могучими реками Центральной Азии - Амударьей и Сырдарьей; Таджикистан, разместившийся на юго-востоке региона, и Кыргызстан - на его северо-востоке. На протяжении многих веков регион был исторически и культурно связан теснейшим образом с землями нынешнего Южного Казахстана. Пустынные районы Центральной Азии характеризуются резко континентальным климатом и интенсивной инсоляцией, повышенной сухостью воздуха, малым количеством атмосферных осадков. Большая удаленность от океанов - основных источников влаги, высокие летние температуры, длительный период засухи - основные причины формирования здесь больших пустынных районов.



Граница Каракалпакстана расположена на Туранской низменности. С юго-запада к нему вплотную примыкает пустыня Кара-Кум, на северо-западе находится плато Устюрт, а на северо-востоке пустыня Кызыл-Кум. Территория Каракалпакстана включает также южную половину Аральского моря, на осушенном дне которого теперь формируется новая солончаковая пустыня Арал-Кум и низовья реки Амударьи. В Каракалпакстане пустыни занимают более 13.67 млн. га что составляет более 80% его территории. Приаралье долгое время медленно опускалось и было ареной аккумуляции осадков мезозейско-кайнозейских морей и сносимых с гор аллювиальных толщ. Это способствовало формированию обширных пластовых и аллювиальных равнин. В их строении принимают участие меловые, третичные и четвертичные отложения. Меловые породы сложены морскими и континентальными образованиями в виде песка и глины в полуостровах Токмаката, Куланды, мыс Актумсык, Бельтау, Кусканатау, Султануиздаг и др. сложены палезойским и мезозойскими толщами и выходами кристаллических пород. Значительно моложе в геологическом отношении северо-западные части пустыни: плато Устюрт - позднетретичного возраста. Своеобразная форма пустыни - барханные пески.Территория современной Республики Каракалпакстан является своего рода "археологическим заповедником". На данной территории сегодня насчитывается свыше 300 археологических объектов. В древности эту территорию называли Хорезм. Хорезм - государство, существовавшее в древности и средневековье в низовьях реки Амударьи на территории современных Республик Узбекистан и Туркменистан. Большой вклад в изучение истории этого края вложила Хорезмская Археолого-Этнографическая Экспедиция под руководством С.П. Толстова. Приступившая к работе в 1937 году. В низовьях рек Амударьи и Сырдарьи и прилегающих районах пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум экспедицией было открыто и исследовано большое число археологических памятников различных эпох - от каменного века до позднего средневековья, что позволило в основных чертах восстановить историю и культуру населения Хорезма и всего юго-восточного Приаралья.



Древнейшие стоянки первобытных людей, открытые в Хорезмском оазисе и прилегающих пустынных районах, относятся к эпохе неолита (YI-III тыс. до н.э.).В то время здесь обитали племена охотников и рыболовов, живших в больших наземных жилищах каркасной конструкции, крытых древесной корой и камышом. Возникновению Хорезмской этнической общности предшествовали протекавшие в бронзовом веке сложные процессы, обусловленные взаимодействием местного населения с пришлыми скотоводческо-земледельческими племенами степной зоны Евразии при постоянной инфильтрации отдельных групп населения из южных районов Центральной Азии. Под воздействием южных контактов в низовьях Амударьи уже к середине II тыс. до н.э. развивается орошаемое земледелие. Это время сложения тазабагьябской культуры в которой преобладают черты, свойственные кругу культур степной бронзы, но в отличие от последних здесь больший удельный вес приобретает земледелие, основанное на искусственном орошении.



Для эпохи поздней бронзы, представленной памятниками амирабадской культуры (X-YIII вв. до н.э.), характерно дальнейшее развитие орошаемого земледелия. Жилища-полуземлянки группируются теперь в поселения из 15-20 домов. Появляются первые признаки выделения специалистов-ремесленников. Углубляется процесс разложения первобытнообщинных отношений, сопровождающийся усилением имущественной и социальной дифференциации в обществе. Становление собственно хорезмской цивилизации было связано с так называемой архаической культурой (YII-Y вв. до н.э.), представленной такими памятниками оазиса как городище Кюзели-Гыр и усадьба Дингильдже. Дальнейшее развитие ирригационного земледелия, связанное с сооружением в этот период крупных магистральных каналов, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших становлению хорезмской государственности. Возникают укрепленные поселения городского типа и многочисленные сельские усадьбы. В середине YI в. до н.э. Хорезм был завоеван Ахеменидами. Страна вовлекается в круг интенсивных и широких культурных обменов. На рубеже Y-IY вв. до н.э. Хорезм обрел самостоятельность, которую он сохранял во времена восточного похода Александра Македонского и правления греко-македонских царей в Центральной Азии. В IY-III вв. до. н.э. хорезмийцы создают свою особую художественную культуру, синтезировав и развив местные и заимствованные (главным образом переднеазиатские) элементы.



О связях населения западной периферии Хорезма с кругом культур сарматского облика свидетельствуют курганные могильники Присарыкамышской дельты. Раннесредневековая - афригидская - культура Хорезма (Y-YIII) сложившаяся на местной основе под воздействием племен полукочевой периферии, резко отличается от античной. В конце афригидского периода и особенно после арабского завоевания в YIII веке хорезмийское искусство и культура, сохраняя некоторые традиционные черты, все более приобретает облик, общий для всех стран, вошедших в состав Халифата. В эпоху Великих Хорезмшахов, создавших на рубеже XII- XIII вв. огромное государство, простиравшееся от границ Индии до Кавказа, наблюдается высоким подъемом культуры и искусства. Могущество и блеск этой эпохи нашли отражение в строительстве парадных светских и религиозных зданий, пышно украшенных резным ганчем, росписью и поливными плитками, в дальнейшем развитии ремесел. Прогресс в керамическом ремесле выразился в усовершенствовании цветных глазурей, использовании поташной поливы, изготовлении посуды из кашина - полуфаянса.



После монгольского завоевания в XIII веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды, на культуру которой он оказал значительное влияние. Столица Хорезма - Ургенч, лежавший на пересечений караванных путей, связывавших его с городами Нижнего Поволжья и Центральной Азии, являлся одним из самых крупных ремесленных центров Центральной Азии. Керамика этого времени показывает разнообразие художественных приемов; подглазурная и надглазурная роспись, рельеф, гравировка, штамп. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительные изображения, но иногда встречаются и зооморфные. По-прежнему разнообразны богато орнаментированные многоцветные украшения из стекла.



Материалы, ныне хранящиеся в фондах отделов археологии Государственного Музея Искусств имени И.В. Савицкого и Института Истории, Археологии и Этнографии при Каракалпакском отделении Академии Наук Республики Узбекистан представляют большой интерес, позволяя проследить историю культуры Хорезмского оазиса и сопредельных районов на протяжении многих тысячелетий. За это время содержание и стилистика искусства этого региона претерпели ряд изменений, обусловленных социально-экономическими, этногенетическими и идеологическими факторами. Хорезмийское искусство развивалось в неразрывной связи с культурой сопредельных стран, его взлеты и падения нередко были обусловлены бурными политическими событиями. В то же время многие черты местной культуры оказались удивительно устойчивыми и сохранились до наших дней в прикладном искусстве и народной архитектуре современных народов проживающих на данной территории - каракалпаков, узбеков и туркмен.



Топрак-Кала, 1-4 века н.э.Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан, Открыта в 1938 году С.П. Толстовым. В 1940 году на городище были проведены первые разведочные работы. Работы проводились вплоть до 1992 года.Городище занимает площадь 500х350 метров. Прямоугольное в плане, оно окружено крепостными стенами сохранившимися в виде вала, местами достигающими высоты 8-9 м.Установлено, что один из кварталов был занят храмовыми зданиями, традиционно строившимися здесь на протяжении всей истории существования города.В другом здании обнаружены украшенные бронзовыми позолоченными браслетами-обоймами рога барана - архара, вокруг которых на полу лежали многочисленные приношения, стеклянные сосуды, украшения, фрагменты алебастровых скульптур и многочисленные настенные росписи в виде танцующих фантастических масок, в зале воинов фигуры воинов и зал царей - скульптурное изображение из необожженной глины фигуры царей. · Кызыл-Кала, 1-2 вв., 12 - нач. 13 вв.Крепость расположена в 27 км к северу от города Бируни. Памятник впервые был открыт в 1938 году сотрудниками ХАЭЭ.Крепость стоит на равнине и имеет форму почти близкую квадрату размерами 65х63 м. Ориентирована углами по сторонам света. Внешняя стена была прорезана двумя ярусами стреловидных бойниц. Была возведена вероятно, как оборонительная крепость и входила в цепь хорезмийских укреплений, созданных государством для защиты северо-восточного рубежа античного Хорезма.Одновременно крепость была центром сельскохозяйственной округи и узлом караванных дорог через горный хребет Султануиздаг. · Джанбас-Кала, крепость 4 века до н.э. 1 век н.э.Расположена на северо-западном склоне плоской каменистой возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага.В 1946-48 годы крепость впервые фотографировалась с воздуха. Прямоугольная в плане, размерами 200х170 м.Собранные материалы, главным образом керамика, которые характерны для раннеантичной (кангюйской) культуры Хорезма. · Большой Гульдурсун - крепость 3-4 вв.до н.э.,12-13 вв.н.э.Расположена в 20 км. к востоку от г. Бируни. Обследована в 1937 году археологами Я.Г. Гулямовым, в 1940 году продолжены С.П. Толстовым и в 1987-1994 годы годы О.Т. Доспановым.Большой Гульдурсун - одна из крупных пограничных крепостей Хорезма, построена на основе запустевшей античной крепости. В плане она представляет собой неправильный прямоугольник размером 350х230 м., ориентированный углами по сторонам света.Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшении, Античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году. К моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т.е. к времени нашествия Монгольских войск в Хорезм. · Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская). Археолого-архитектурный комплекс 4 в.до.н.э. - 14 в.н.э. Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположена на значительной площади более 200 га. Вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и Северные районы Респ. Каракалпакстан - Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.Основные его части расположены на трех холмах находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли. Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальны ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота. · Мавзолей Мазлумхан СулуРасположен в западной части северной половины возвышенности. Памятник находится на половину в земле. Над землей возвышались только купола и портал входа. Вниз, через сводчатый коридор ведет лестница из портала к маленькому промежуточному купольному сооружению. Отсюда вторая лестница спускается к центральному помещению.По монетным данным постройка мавзолея датирована первой половиной 14 века. Она связывается с расцветом торговых городов Золотоордынского Хорезма, один из которых был Миздахкан, оказавшийся на оживленных путях международной торговли. · Чильпык. Культовое сооружение 2-4 вв, 9-11 вв.н.э.Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на Юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент). На вершине конического холма высотой 35-40 м.В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.Во 2-4 веках он был воздвигнут, как зароастрийская дахма.В 9-11 веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни. · Джанпык-Кала. Городище 9-11 вв., 13-14 вв. н.э.Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи.Городище в плане имеет сложную конфигурацию В восточной части сохранилась цитадель в виде прямоугольника пахсовых стен. Стены украшены сомкнутыми полуколоннами и вершины кончаются попарно ступенчатыми арочками.



Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика к 4 в. до н.э. - 1 в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг., и 1345-1346 гг.При раскопках обнаружены многочисленные находки ранее привезенные из различных стран Востока и Запада. (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье. На окраине Джанпык калы можно увидеть бескрайние просторы заповедника Бадай Тугай.







 
 
Copyright © 2006.