Счетчик посещаемости
Бухара





"Бухара-и-шариф" - "благородная и священная" - это один из многочисленных эпитетов, которыми награждался этот древний город. Великие поэты Востока 1Х-Х веков Рудаки, Дакики, Фирдоуси посвящали ему касыды. Уже в X веке была написана "История Бухары". Первый период существования Бухары нашел свое отражение в народном эпосе, многочисленных легендах. Великий шелковый путь, соединявший Китай с Ираном, Индией и Европой, проходил также и через Бухару.

Бухара - это один из немногих городов мира, который непрерывно развивался на одном и том же месте, начиная с V века до н.э. В 1993 году историческая часть Бухары была включена ЮНЕСКО в списки городов всемирного наследия человечества. В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 2500-летие со дня основания города. Сохранившееся архитектурное наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание памятников разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков.

Большая часть центра Бухары является архитектурной зоной, основную часть которой занимают бывшие медресе. Эмирский замок Арк (Х-Х1Х вв.) стал теперь музеем. Напротив Арка находится мечеть Боло-Хаус - официальное место эмира для молитв, построена в 1718 году. По узким улочкам вдоль Арка можно прийти к маленькой площади с комплексом Пойикалон, который состоит из мечети Калян (XVI в.) - одного из величественных строений Центральной Азии, вмещающего до 10 тыс. человек; медресе Мир-Араб - действующая исламская семинария и минарета Калян - 47-метровой башни (10 метров в глубину), которую можно увидеть практически с любой части старого города. Медресе 850 лет.



Достопримечательности Бухары

•Основана в глубокой древности как один из важнейших центров караванной торговли на Великом шелковом пути из Китая в Европу и Ближний Восток.

•В 16 веке стала столицей первого государства узбеков - династии Шейбанидов. Впоследствии - до 1920 - столица Бухарского ханства, последнего средневекового государства на территории СНГ. То-есть предпоследнего, если учитывать современный Туркменистан.

•Именно здесь жили и творили Ибн-Сина (Авиценна), поэты Фирдоуси и Рудаки. Здесь же была написана Сунна - вторая священная книга мусульман-суннитов.

Мавзолей Саманидов

Исмаил Самани, основатель одной из многочисленных правящих династий Бухары, был до удивления интеллигентным человеком. Повоевав в всое удовольствие немного, он всю последующую жизнь занимался украшением родной Бухары. Его мавзолей, где захоронены и несколько его потомков, стоит недалеко от городских стен (сильно разрушенных временем) и отлично сохранился с 9 века, оставаясь древнейшим архитектурным сооружением всего Среднего Востока. Во время нашествия Чингисхана мавзолей был предварительно засыпан песком. Интересно, что местные жители до сих пор зажигают у мавзолея священный огонь в память своего древнего правителя.



Крепость Арк

Могучая крепость, построенная еще в раннем средневековье, выдержала не одну осаду. Именно здесь находились дворцы и фамильные мечети эмира Бухарского, место публичной казни и эмирские темницы, где содержали русских пленников. Сохранилось и тронное место эмира, с которого он много раз выносил смертный приговор знаменитому Ходже Насреддину. Но вот только Насредиину есть памятник в Бухаре - а эмиру нет.



Торговые купола

Знаменитый крытый рынок в центре Бухары плотно окружен мечетями и медресе старого города. В течение многих веков представители многочисленных народов торговали здесь диковинными товарами. Сегодня это место оставлено местным жителям - они пьют чай, сидя на своих коврах ручной работы, и продают их наряду с национальными тюбетейками, серебряными украшениями, которые носил еще Исмаил Самани, и потускневшими открытками советской эпохи.



Медресе и мечети Бухары

Центр старого города буквально поражает обилием древних религиозных и образовательных построек на единицу площади. Создается впечатление, что в средние века в Бухаре просто негде было повернуться от такой концентрации мечетей и медресе. По этой причине можно писать тома, восхищаясь красотой и поэтичной историей каждой из них, но в задачи нашего сайта это, к сожалению, не входит. Хотелось бы только упомянуть те из них, которые посетить необходимо:

- Минарет Калян в самом центре города остается самым высоким минаретом в Центральной Азии. Он был сооружен в 11 веке и пережил даже Чингисхана, хотя за свою бурную историю неоднократно перестраивался. С высоты его 55 м видна панорама Бухары.

- Медресе Улугбека украшено живописными росписями и работало еще в советское время, но сегодня превращено в уютный музей.

- Мечеть Ходжа-Зайнетдин, которую называют еще Чор-Минор ("четыре минарета") имеет необычную форму и, хотя построена относительно недавно, достойна посещения, тем более что путь к ней ведет по извилистым улочкам старого города.

- Мечеть Магоки-Аттари именуется "закопанной мечетью" и действительно сидит в некоторой яме. В суровые времена нашествий ее всякий раз закапывали в песок - тогда это был единственнывй способ сохранить достопримечательность от врагов. Внутри мечети продаются ковры ручной бухарской работы.



Древнее поселение Бухара возникло в первых веках н. э. В VI в. оно становится столицей ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город (шахристан) формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки, относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях. Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.



Небольшое здание мавзолея по силе художественного образа и логичности его конструктивного воплощения представляет собой монументальное произведение. Четкий кубовидный объем завершается куполом на восьмигранном барабане, окруженном снаружи узкой галерейкой с арочными проемами. Мавзолей возведен из мелкого светло-желтого кирпича. Узорная рельефная кладка выполнена с непревзойденным мастерством. Игра светотени на фасадах создает впечатление легкости и ажурности. Строительное искусство, виртуозное использование обожженного кирпича в декоре, композиция здания ставят его в ряд шедевров мировой архитектуры.

Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов) было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г. одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м, слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров. На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" - призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.



За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120 гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга. Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей (михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты. В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея. Очень характерен для богатой декором архитектуры XII в. южный портал мечети Магоки-Аттари, убранство которого отличается изощренностью декоративных приемов. Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей. Как уже отмечалось, в XVI веке после установления власти узбекской династии Шейбанидов Бухара вновь становится столицей большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое положение страны способствует развитию строительства. Гражданские постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу разросшегося в XVI веке рабада.



Интенсивная застройка Бухары начинается с пятничной мечети. Она была возведена в XV-XVI вв. на месте старой мечети XII в., возле минарета Калян, и стала одним из самых крупных сооружений Средней Азии. Высокая глухая стена ограждает ее территорию. Двор окружен галереей со множеством мощных столбов, соединенных арками, поддерживающими около 300 куполов. В западной его стороне расположено здание самой мечети, обращенное во двор стройным порталом. Художественный эффект акцентируется на орнаментации портала и михраба мечети. Голубой купол мечети высоко поднимается над городскими постройками. По другую сторону площади, на которой стоит минарет, в 1535 -1536 гг. было построено медресе Мири-Араб. Медресе имеет традиционную для этого типа зданий планировку с внутренним двором и худжрами. В углах здания по главному фасаду помещены усыпальница и мечеть. Перекрытие усыпальницы со световым фонарем и лепными сталактитами производит впечатление необычной легкости. Медресе Мири-Араб вместе с мечетью и минаретом создает один из значительных ансамблей Бухары.

В подобном приеме "кош", т. е. парных построек, были возведены "Кош-медресе" - медресе Модари-хана (1566-1567) и медресе Абдулла-хана (1588-1590). Первое из них имеет обычную для этого типа зданий планировку, скромную отделку в интерьерах, неорнаментированные дворовые фасады. Главный фасад украшен узорами из поливных кирпичей и майоликой. В декоре более сложного по плану медресе Абдулла-хана использованы глазурованный кирпич и майоликовые плитки с характерным для времени Абдулла-хана мутным светло-зеленым тоном. В конструкциях куполов сказывается присущий XVI веку технический прогресс. Внутренний декор многих из них создает яркую впечатляющую картину.

Помимо монументальных культовых зданий город имел многочисленные небольшие мечети с легкими айванами и часто плоскими перекрытиями. Возле них располагались небольшие минареты и водоемы, окруженные тенистыми деревьями. В архитектуре подобных зданий сочетались приемы монументального зодчества с народными традициями, что придавало им особую органичность среди однотипной застройки жилых кварталов. Примером подобных зданий могут служить мечети Балянд и Ходжа-Зайнеддин (XVI в.). Айваны с деревянными перекрытиями и колоннами придают сходство этим мечетям с жилыми постройками. Расположенный вблизи мечети Ходжа-Зайнеддин водоем с каменным ступенчатым спуском к воде, водосливами в виде голов фантастических животных, зелеными насаждениями в сочетании с легким айваном - еще больше усиливает это впечатление.

Большое место в строительстве Бухары XVI века занимали гражданские постройки: торговые, караван-сараи, бани. Не являясь предметом особого художественного замысла, они выразительны четкими объемами и их конструктивным воплощением. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по настоящее время. Это "таки" - купольные постройки на пересечениях улиц. Таковы Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). Рациональна планировка пассажа ("тима") Абдулла-хана, в котором нет проездов, и все внутреннее пространство отведено под торговые помещения.

Ослабление государства в XVII в. в связи с феодальными распрями и потерей мировых торговых связей повлекло за собой сокращение строительства. Однако в монументальной архитектуре еще сохраняются традиции предшествующего столетия. К этому времени относится один из значительных ансамблей Бухары - постройки у Ляби-хауза. Наиболее ранняя из них медресе Кукельдаш (1568-1569) - самое крупное в Средней Азии здание такого назначения. В 1620 году перед ним был вырыт водоем Ляби-хауз, облицованный крупными известняковыми плитами и окруженный деревьями. Тогда же были построены с двух сторон бассейна мечеть-ханака (мечеть с кельями для паломников) и медресе Надир-диван-беги. Таким образом, был создан ансамбль из трех зданий, объединенных водоемом. Прием "кош" был повторен также при сооружении значительной последней постройки Бухары - медресе Абдулазис-хана (1652), поставленного напротив медресе Улугбека. Несмотря на то, что оба здания по времени их возведения разделены более чем двумя столетиями, они общностью композиции составляют единый строгий архитектурный ансамбль.

Медресе Абдулазис-хана имеет традиционную, но несколько усложненную планировку. В его архитектурном убранстве широко использована изразцовая мозаика, в интерьерах - разной формы сталактиты, а в отделке стен - мраморные панели и живопись "кундаль". Обилие декора снижает художественную ценность здания, особенно в сопоставлении со сдержанным убранством и строгими формами медресе Улугбека, стоящего напротив.

В XVIII веке строительство в стране теряет прежний творческий размах и уже не поднимается до уровня выдающихся архитектурных сооружений.

Однако постройки и ансамбли Бухары сыграли значительную роль в формировании города и сохраняют ее до настоящего времени. Реставрируемые и охраняемые государством, памятники зодчества обретают вторую жизнь и входят неотъемлемой частью в облик современного города.
 
 
Copyright © 2006.