Счетчик посещаемости
Самарканд


Самарканд - Столица Империи Тамерлана

Один из древнейших городов мира с 2750-летней историей, ровесник Рима, Афин, Вавилона. Издавна притягивал к себе взоры политиков, деловых людей, путешественников. Особого расцвета и величия достиг при великом Тимуре. Уроженец Шахрисабза, сахибкиран сделал Самарканд столицей своей могучей империи. Город занимал выгодное географическое положение, являясь важным перекрестком на Великом шелковом пути.

В Самарканде сохранились великолепные образцы средневекового зодчества, поражающие совершенством форм, богатством красок.

Достопримечательностью всей центрально-азиатской архитектуры является самаркандский ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда на склоне городища Афросиаб. Его формирование началось еще в XII веке, основная застройка осуществлялась в XIV- XV веках, при Тимуре. В ансамбле преобладают усыпальницы женщин рода Тимура. Все здания отличаются богатейшим архитектурным декором: здесь использованы резная наборная мозаика, резная поливная терракота, рельефная и расписная майолика

Регистан является комбинацией величественной майолики и лазурной мозаики.

Мавзолей Гур-Эмир (XV в.). Здесь похоронен Тимур вместе со своими сыновьями и внуками. (Над склепом слева находится одноцветный мраморный маркер Мирсаида Барака – наиболее уважаемого учителя Тимура. В передней части - могилы Мухаммада Султана, внука Тимура. За камнями маркера Тимура находятся могилы Шахруха и Миршаха, а за ними – УмарШейха, сыновей Тимура.) Усыпальница Гури Амир стала прообразом Тадж-Махала в Агре.

Как "ученый на троне", покровитель науки и просвещения вошел в историю внук Тимура - Мирзо Улугбек. Он собрал в Самарканде выдающихся ученых. В 1420 году во время правления Улугбека была построена обсерватория, не знавшая себе равных в мире. Составленные здесь звездные таблицы "Зиджи-Гургани" сохранили свое научное значение до наших дней. От обсерватории сохранились лишь фундамент и часть астрономического инструмента - секстанта.

В 1997 году по решению ЮНЕСКО широко отмечалось 1225-летие выдающегося ученого и богослова Востока Имама аль-Бухари. К юбилейной дате в селе Хортанг под Самаркандом, где похоронен великий мухаддис, был реставрирован мемориальный комплекс.

Уникальные историко-архитектурные памятники, неповторимое мастерство ремесленников, народные обычаи и праздники, секреты восточной кухни щедро дарит своим гостям древний Самарканд.

•Самый древний город на территории СССР, существовал еще во 2 тысячелетии до н.э., а в 329 до н.э. был посещен Александром Македонским.

•В средние века успел побывать столицей множества государств, от древнего Согда до империи Тимура. Захвачен русскими войсками в 1865.

•Население 400 тыс. человек

Регистан

Когда-то эта квадратная площадь была одной из самых оживленных в городе. Сегодня здесь можно встретить только туристов, теряющих дар речи от масштабов и изысканности трех медресе, окружающих площадь - Улугбека (15 век), Шир-Дар (17 в.), Тилля-Кари (17 в.). В самих медресе еще сохранилось большинство двухэтажных келий, где в свое время жили и твердили невразумительные суры Корана местные студенты. Сейчас здесь торгуют сувенирами и антиквариатом. По вечерам на Регистане проводится свето-звуко-шоу по типу аналогичного действия у пирамид Гизы. При этом три медресе говорят друг с другом ужасными утробными голосами.



Шах-и-Зинда

В переводе с персидского языка название переводится "живой царь". Храмовый комплекс старого Самарканда, представляющий собой целую улицу мавзолеев и мечетей, происхождение некоторых из них уже утеряно историей. Большинство построек выдержано в классическом персидском стиле, некоторые датируются 12-13 веками. Наибольший интерес представляют богатые сине-зеленые мозаичные росписи на фасадах зданий, а также люди, сидящие здесь и взирающие на туристов с не меньшим интересом, чем если бы это происходило в 13 веке.



Мавзолей Гур-Эмир

Храм существовал на этом месте с незапамятных времен, периодически разрушаемый сменяющими друг друга завоевателями. В 14 веке знаменитый Тимур приказал построить на этом месте мавзолей для своих родственников - а впоследствии и сам был похоронен здесь: присмотритесь, и вы увидите его могилу из черного камня в самом центре внутреннего зала. Говорят, что над могилой довлеет проклятие - если его вскрыть, на мир обрушатся ужасные бедствия. Последний раз ее вскрывали с научными целями в мае 1941 года.



Мечеть Биби-ханым

У Тимура была любимая жена. Так как он постоянно находился в походах, то от нечего делать она построила эту мечеть, законченную в 1404 году. С ее возведением связано несколько легенд о любовниках Биби-ханум, как правило, закончивших свою жизнь плачевно. Мечеть обрушилась в результате землетрясения, но была восстановлена в советское время.



Развалины города Афрасиаб

В нескольких километрах к востоку от центра города до сих пор сохранились поросшие степным бурьяном развалины древнего города: когда-то Самарканд был именно здесь, и назывался он Афрасиаб. Когда бродишь по ним, двухтысячелетняя пыль под ногами навевает торжественные мысли о той далекой эпохе. А в городском музее Самарканда собрана великолепная коллекция предметов искусства из распокоп в Афрасиабе, большинство из которых носит явный отпечаток индийского влияния. Удивительно, но до сей поры остаются неразгаданными происхождение и судьба многих народов, прошедших в свое время через эти края...


Могила св. Даниила

Священное место для трех религий сразу на холме над рекой Зеравшан: почитатели христианства, ислама и иудаизма приходят сюда, чтобы почтить память знаменитого пророка. Есть мнение, что изначально гроб с мощами Даниила был нормального размера, но постепенно рос в длину, и на сегодня составляет не меньше 20 метров. У входа в мавзолей растет фисташковое дерево, вокруг которого необходимо обойти, иначе в жизни неизбежны неприятности.


Среди городов мира Самарканд - один из древнейших. Ему насчитывается 2500 лет. Город Самарканд завоевывали воины Александра Македонского, войска Арабского халифата, монгольские полчища Чингизхана. После многочисленных разрушений и пожарищ он вновь возрождался, рос, становился столицей крупных среднеазиатских государств. Первоначально Самарканд занимал часть холма Афросиаб, возвышающегося к северу от современного города. К X в. многочисленные предместья, расположенные южнее холма, были уже застроены базарами, караван-сараями, банями и мечетями. Эта часть города имела хорошую систему орошения и утопала в зелени. Напротив, снабжение водой Афросиаба потребовало сложного устройства укладки свинцовой трубы по акведуку. При взятии Самарканда монголами этот древний водопровод был разрушен, и жизнь на Афросиабе прекратилась. Теперь это безжизненный холм, скрывающий сокровища художественной культуры прошлого. Монгольское нашествие смело постройки предшествующего времени. Потребовалось столетие, чтобы преодолеть его последствия. Лишь в 1334-1335 гг. на Афросиабе началось сооружение некрополя "Шахи-Зинда", был перестроен мавзолей Кусам ибн-Аббаса. Интерьер мавзолея был украшен поливной терракотой бирюзового цвета, в проеме между зиарат-ханой (комната поклонения) и гур-ханой (комната с надгробием) установлена деревянная решетка наборной работы, по распоряжению Тимура поставлено превосходное майоликовое надгробие.

Наибольшего расцвета строительство некрополя достигло в последней четверти XIV в., когда начали возводить мавзолеи для членов семьи Тимура, военачальников и вельмож. Некоторые постройки ансамбля "Шахи-Зинда" принадлежат первой половине XV в., времени Улугбека. В их число входит сдержанно декорированный портал (1434-1435 гг.) у подножия холма Афросиаб и стоящий выше по склону холма мавзолей с двумя высоко поднятыми бирюзовыми куполами, как предполагается, над могилой астронома Казы-заде-Руми, учителя Улугбека.

Открытое пространство перед мавзолеем "Казы-заде-Руми" сменяется узким проходом, застроенным с двух сторон мавзолеями времени Тимура: "Эмир-заде", "Туглу-Текин", "Шади-Мульк-ака" ("Туркан-ака") и "Ширин-бика-ака". Главные фасады этих небольших однозальных построек скомпонованы в форме портала, сосредоточившего на себе богатый красочный декор. От них отличается лишь восьмигранный мавзолей с открытыми по сторонам проемами, украшенный мозаикой из глазурованных кирпичей, вероятно, первоначально (первая половина XV в.) перекрытый куполом на высоком цилиндрическом барабане.

Лучше других сохранился мавзолей Шади-Мульк-ака (1372 г.) и её матери, сестры Тимура - Туркан-ака. Поистине неисчерпаемо многообразие художественных средств в искусстве керамических облицовок Шахи-3инда! Терракота с резным растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментом, покрытая цветной глазурью, и майолика составляют облицовку большинства мавзолеев этого комплекса.

Длинный проход между мавзолеями прерывается чартаком, отделяющим очаровательный затененный дворик, замкнутый мавзолеем "Туман-ака" (нач. XV в.) и мавзолеями дотимуровского времени - "Ходжа-Ахмада" и безымянного 1360-1361 гг., как бы состязающимися красотой облицовок. Дверь с датой 1404-1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью, ведет из дворика к мечети XV в. и к самому раннему и главному мавзолею Кусам ибн-Аббаса.

Цветные глазурованные облицовки "Шахи-Зинда" уникальны. Но не только они свидетельствуют о талантливости создателей ансамбля. Сменявшие друг друга в течение столетия, работавшие над разными зданиями, строители сумели с большим художественным тактом объединить здания в единый архитектурный ансамбль.

Одной из последних построек Тимура в Самарканде был мавзолей "Гур-Эмир" (1403-1404 гг.), предназначенный для его любимого внука Мухаммеда-Султана, но послуживший усыпальницей и для него самого, его сыновей и внука Улугбека. Мавзолей был пристроен к существовавшему комплексу из двух построек - медресе и ханака, образовав между ними третью сторону двора. Четвертая из них была оформлена входным порталом, украшенным изразцовой мозаикой. До настоящего времени уцелел только этот портал и мавзолей. Четкий объем здания, крупная сетка орнамента из голубого и синего кирпича на стенах, огромные надписи на барабане, отсутствие дробных членений и мелкого декора создают величавый образ усыпальницы царственных особ. В интерьере это впечатление усиливают высота и отделка - зеленоватая панель из оникса, стены и купол с росписями и рельефными украшениями, поблескивающими позолотой, ажурная беломраморная решетка вокруг надгробий. Среди них выделяется строгой красотой темно-зеленое нефритовое надгробие Тимура. Под полом усыпальницы размещается склеп с саркофагами погребенных.

В XV в. в правление внука Тимура - Улугбека и последующих Тимуридов, в Самарканде сооружались постройки менее грандиозные, но отличающиеся благородством форм и гармоничностью цветной глазурованной облицовки. Таковы постройки времени Улугбека в "Шахи-Зинда" (входной портал, мавзолеи "Казы-заде-Руми" и восьмигранный) и медресе на Регистане (1420 г.) - большой площади в наиболее оживленной части города. Медресе сильно пострадало за время своего существования. Оно подвергалось реставрации, но купола над угловыми помещениями не были восстановлены. Медресе славится своим декором. Изразцовая мозаика портала по тональности и композиции одна из лучших образцов этого вида оформления зданий.

Уникальной постройкой Улугбека была обсерватория близ Самарканда. Это было круглое в плане трехэтажное здание. В этой обсерватории работал Улугбек со своими сподвижниками. Здесь проводились астрономические наблюдения, послужившие основой для его работ, которые выдвинули Улугбека в число выдающихся ученых мира. После убийства Улугбека, обсерватория была заброшена и уже в XVI в. превратилась в руины. Советские археологи обнаружили ее основание и находящуюся в земле часть астрономического инструмента - секстанта высотой 11 м. Наряду с монументальными постройками Самарканда XV в. слагались небольшие архитектурные ансамбли, в которых свободная и живописная планировка осуществлялась с большим художественным тактом.

Таков ансамбль "Ходжа-Абди-Дарун". Мавзолей "Абди-Дарун", построенный в XII в., был расширен в XV в. пристройкой второго купольного помещения с порталом, декорированным глазурованным кирпичом. Внутренний дворик ансамбля окружен этим мавзолеем, худжрами позднего медресе и летней мечетью XIX в. с айваном на деревянных колоннах. Водоем и зеленые насаждения, тишина и затененность двора создают впечатление интимности.

В XVI в., когда столицей снова становится Бухара, строительство в Самарканде затихает. Многие постройки приходят в запустение.

В XVII в. на Регистане, на месте несохранившейся "ханаки Улугбека" возводится медресе "Шир-дор" (1619-1636 гг.). Здание поставлено на одной оси с медресе Улугбека и повторяет его фасад не только размерами, но и всей композицией. Однако минареты поставлены здесь только по углам главного фасада. С каждой стороны портальной арки помещено мозаичное изображение солнца с человеческим лицом в лучах нимба и льва, догоняющего лань (изображению льва медресе обязано своим названием: Шир-дор - имеющий львов). В отделке здания господствует резная изразцовая мозаика, по своей тональности несколько уступающая превосходным мозаикам медресе Улугбека.

Третья сторона площади Регистан была застроена медресе "Тилля-кари" (1646-1660 гг.) на месте несохранившегося к тому времени караван-сарая. Так как мечеть Тимура "Биби-ханым" находилась тогда уже в разрушенном состоянии, в состав помещений медресе "Тилля-кари" была включена пятничная мечеть. Большому количеству позолоты в интерьере мечети медресе обязано своим названием "Тилля-кари", т. е. позолоченная. Облик этого медресе не обладает величавостью, свойственной двум другим на Регистане. Однако Тилля-кари не нарушает монументальности построек Регистана, общности композиций зданий и их колорита. Ансамбль площади Регистан имеет непреходящую ценность в градостроительном отношении и вызывает восхищение цельностью замысла.

После XVII века обстановка в стране изменилась. Зодчество Самарканда больше не поднималось до высот, достигнутых в его замечательных ансамблях. Шли века. Некоторые из построек не выдержали натиска времени, землетрясений и погибли. Только руины остались от грандиозной мечети "Биби-ханым". Исчезли с лица земли медресе и ханака в комплексе "Гур-Эмир". Но древний Самарканд не прекратил своего существования. Теперь это снова растущий, развивающийся город, один из промышленных и культурных центров Узбекистана.

Тщательно изучаемые и реставрируемые археологические и исторические памятники Самарканда органично вошли в его современный облик, который формируется новыми зданиями и площадями, гостиницами и кварталами жилых домов. Неся в себе большую познавательную и эстетическую ценность, архитектурные памятники прошлого обогащают современный Самарканд.




 
 
Copyright © 2006.