ГЛАВНАЯ

Республика Беларусь
Церковь Борисоглебская
Бригитский костел
Городница: музыкальный флигель
Гродненский Старый замок
Фарный костел Св.Франциска и Ксаверия
Францисканский костел
Церковь Рождества Богородицы и монастырь базилианок
Аптека
Покровский собор
Монастырь картузов (руины)
Брестская крепость
Музей Брестье (раскопки городища)
Усадебный дом
Георгиевская церковь (дерев.)
Троицкий костел
Белая вежа
Дворец Пусловских
Троицкая церковь (руины)
Дворец Хрептовича
Благовещенская церковь
Дворец губернатора (Советская 18)
Ратуша (Витебск)
Собор Рождества Богородицы
Троицкий костел бернадинцев
Костел Иоанна Крестителя
Успенский костел
Софийский собор
Спасо-Евфросиньевская церковь
Дома ремесленников (пл.Ленина 5,9,15)
Дворец Румянцевых-Паскевичей
Охотничий домик («дом-ампир»)
Парк
Петропавловский собор
Часовня-усыпальница Паскевичей
Покровская церковь (Корма)
Усадьба-дворец
Беседка-маяк
Покровская церковь (Стершин)
Будславский костел
Преображенская церковь
Костел Св.Михаила Архангела
Курган Славы
Часовня-усыпальница (Кихтичи
Усыпальня (Лебедево)
Кафедральный собор Св.Духа
Костел Иосифа и монастырь бернардинцев
Памятник Виленскому шляху
Бобруйская крепость (руины)
Быховский замок
Синагога
Дворец Булгака
Доминиканский костел Св.Николая
Дворец Потемкина
Дворец архиерея Георгия Конисского
Костел Станислава (кармелитский)
Никольская церковь
Счетчик посещаемости



Гродненский Старый замок

Гродненский Старый замок - исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков.

Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру эта башня близка к оборонно-сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые были разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в., от других остались фундаменты и части стен.

Представление о замке Витовта и системе его укреплений дает известная гравюра Гродно 1568 г. К восточной стене замка между двумя башнями - круглой и угловой - примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях - как облицовочный материал. Особенностью кирпича являются знаки-клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки знаком весьма разнообразны и составляют несколько десятков типов.

В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.

Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича : королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.

Дворец этого времени был выдержан в формах архитектуры ренессанса. Характерные черты его - декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Новым был сам подход к решению замка - он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в.. окончательно изменила его облик.

Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.




 
 
Copyright © 2006.