ГЛАВНАЯ

Армения
Ереван
Озеро-севан
Матенадаран
Театр оперы и балета
Дом-музей Параджанова
Парк победы
Цицернакаберд
Хор Вирап
Эчмиадзин - Звартноц
Гарни
Гегард
Этнографический музей Эребуни
Давид Сасунский
Цахкадзор
Татевский монастрырь
Санаинский монастырь
Нораванка амагу
Монастырь Гегард или Айриванк
Викариальная церковь Св.Саргис
Викариальная церковь Св.Саргис
Церковь Св. Зоравор
Храм Авана
Ереван,церковь Св. Погос-Петрос
Ереван,церковь Св. Катогике
Ереван,Канакер, церковь Св. Аствацацин
Эчмиадзинский кафедральный собор в Эчмиазине
Храм Гаяне в Эчмиазине
Церковь Месропа в Ошакане
Храм в Мастаре
Ованнаванк
Сагмосаванк
Две церкви на полуострове озера Севан
Гора Арагац-сестрица Арарата
Счетчик посещаемости
ЭЧМИАДЗИНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЭЧМИАЗИНЕ





Здесь, на территории около 60 тысяч квадратных метров расположены — кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, Духовная Академия святого Эчмиадзина, резиденция Патриарха, Католикоса всех армян, Синод Армянской церкви, библиотека и книгохранилище, кельи монашеской братии, некоторые другие вспомогательные церковные службы. Большинство сооружений возведены в XVII—XIX веках на месте более ранних.

В стенах монастыря как бы звучит Нарекаци:

«...Предуготовь мне встречу с надеждою,

Будь сопутником мне на моём пути,

В полёте возвышенном побуди меня поскорее достичь полезного,

Будь одесную меня при опасности тяжкой,

Дай голос услышать твой в мгновения страданий душевных,

Дланью твоей спаси меня в час погибели,

Перстом твоим помоги мне в несчастье...»

Кафедральный собор — древнейший христианский храм Армении и один из первых во всём христианском мире. Первый камень в фундамент этого храма, по преданию, был заложен в 301 году Григором Лусаворичем (Просветителем) — первым католикосом Армянской церкви, в царствование Трдата 111(287— 330 гг.).

Первоначально построенный в форме базилики, собор уже в 483 году был перестроен, ему была придана крестообразная форма, увенчанная куполом. Деревянный купол здания, просуществовав до VII века, был заменён на каменный. Эта композиция центральной части собора сохранилась почти без изменений до нашего времени. В XVII веке над собором возвели новый современный купол и трёхярусную колокольню перед западным входом. В XVIII веке над северной, восточной и южной апсидами возвели шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание.

Роспись интерьера собора выполнена к 1721 году армянским художником Нагашем Овнатаном, её восстанавливал и дополнял в 1782—1786 годах его внук — Овнатан Овнатанян. Тематика этой интересной росписи — разнообразный растительный орнамент, выполненный в оранжево-красных и сине-лиловых тонах. Часть освящённых картин в соборе также принадлежит кисти этого художника.

Достаточно редкой особенностью собора является то, что в нём помещены, помимо главного алтаря в восточной апсиде, ещё три алтаря. Два из них находятся в южной и северной апсидах. Последний же расположился в центре собора и является не столько алтарём, сколько святым местом. По преданию, именно на это место сошёл Христос в своём явлении Григору Лусаворичу и повелел последнему возвести здесь храм.

Для хранения реликвий и даров, поступающих Армянской церкви, в 1869 году с восточной стороны к собору были пристроены три помещения, в которых сейчас находится музей монастыря. В музее хранятся святые реликвии церкви; церковные аксессуары, имеющие историческую и художественную ценность — одеяния, вышитые золотом и жемчугом, кресты и посохи католикосов; многочислены ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра и слоновой кости, украшенные филигранью и драгоценными камнями. Имеются редкие античные монеты и древние рукописи. Интересны кресла католикосов XVII века, декорированные перламутром и слоновой костью, литыми из серебра головами и лапами львов.

На территории монастырского двора особого внимания заслуживают хачкары — один, 1279 года, типа «Аменапркич», другой с кладбища старой Джуги, XVII века, покрытые сложной орнаментикой, изображениями животных и птиц. Здесь же современный памятник-хачкар армянам — жертвам геноцида 1914— 1916 годов.

«Ворота Трдата», возвышающиеся в форме арки у входа в резиденцию католикоса, скорее символ, нежели исторический памятник. Полагают, что на месте этих ворот помещался дворец армянских царей. Много-кратнро перестроенные, эти ворота, тем не менее, сохраняют в своём основании каменные блоки IV века.

Духовная Академия святого Эчмиадзина — единственное в мире учебное заведение такого рода. Здесь в течение пяти лет обучаются армяне со всего света, желающие посвятить себя служению армянской церкви. Минимальным образовательным цензом для поступления сюда является полное среднее образование, хотя не редкость и слушатели с высшим образованием. Число слушателей невелико — около 50 человек. Обучающимся читают курсы общеобразовательных предметов, таких как риторика, логика, психология, всемирная история, история философии и всемирной литературы, старогреческий, русский и английский языки. Арменоведение включает изучение теории армянского языка и староармянский, историю армянского народа, палеографию и стилистику, кодикологию и староармянскую литературу. Богословие изучается в нескольких специальных курсах. Выпускники Академии рукополагаются в дьяконы и защищают дипломную работу. Желающие продолжить изучение христоло-гических дисциплин обучаются в аспирантурах богословских факультетов светских университетов.

С монастырём Эчмиадзин связаны ещё три памятника, расположенных за его пределами — храмы Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат. Не вдаваясь в полулегендарные, полуисторические подробности мученичеств здесь первых христиан, пришедших сюда в конце III века из пределов Римской империи, отметим, что храмы эти воздвигнуты на местах их гибели и посвящены трём этим девам.




 
 
Copyright © 2006.