ГЛАВНАЯ

Армения
Ереван
Озеро-севан
Матенадаран
Театр оперы и балета
Дом-музей Параджанова
Парк победы
Цицернакаберд
Хор Вирап
Эчмиадзин - Звартноц
Гарни
Гегард
Этнографический музей Эребуни
Давид Сасунский
Цахкадзор
Татевский монастрырь
Санаинский монастырь
Нораванка амагу
Монастырь Гегард или Айриванк
Викариальная церковь Св.Саргис
Викариальная церковь Св.Саргис
Церковь Св. Зоравор
Храм Авана
Ереван,церковь Св. Погос-Петрос
Ереван,церковь Св. Катогике
Ереван,Канакер, церковь Св. Аствацацин
Эчмиадзинский кафедральный собор в Эчмиазине
Храм Гаяне в Эчмиазине
Церковь Месропа в Ошакане
Храм в Мастаре
Ованнаванк
Сагмосаванк
Две церкви на полуострове озера Севан
Гора Арагац-сестрица Арарата
Счетчик посещаемости
ОВАННАВАНК





В плане монастырь Ованаванк представляет собою почти правильный прямоугольник из трёх, компактно стоящих зданий. Территория монастыря обнесена оградой, до некоторой степени служившей защитой от набегов завоевателей в средние века. В западной части его территории, справа от входа находится мемориальная четырёхствольная колонна на ступенчатом пьедестале, установленная в 1311 году. Главный храм, Сурб Карапет, — возведён в 1216—1221 годах. Притвор храма сооружён в 1250 году. Древнейшая постройка Ованаванка — базилика, возведённая в V веке, перестраивалась в 573 году и после неоднократно подновлялась. С севера к базилике примыкают руины церкви первых христиан, относящиеся к началу IV века, построенной вероятнее всего на месте языческого капища, существовавшего здесь в дохристианскую эру.

Крестово-купольный, с двухэтажными приделами во всех углах, храм Сурб Карапет отличает утончённое декоративное убранство, характер которого можно проследить в оформлении западного портала. Здесь, в обрамлении перспективно расположенных полуколонн, рельефы восьмиконечных звёзд сплошь декорированы мелким растительным орнаментом. Место строительной надписи в тимпане занимает барельеф с изображением Христа и «мудрых и неразумных дев». В центре композиции крупная фигура сидящего на троне Христа. Правой рукой он благословляет смиренно взирающих на него «мудрых дев», левою же порицает «неразумных», головы которых повёрнуты от него. Южная стена храма и его высокий купол на двенадцатигранном барабане были разрушены в 1919 году и сейчас восстанавливаются, после чего он снова приобретёт свой стройный силуэт и изысканный архитектурный наряд.

Притвор (гавит) монастыря возведён в 1250 году, он почти закрыл собою западный фасад храма. XII—XIII века — эпоха строительства притворов, небывалых до того времени в Армении построек. Внешне это чисто светские сооружения, по назначению — полуцерковные, полугражданские, поскольку были местами собраний прихожан, обсуждавших дела прихода. Располагались они обычно с западной стороны храмов, представляя собой довольно большие прямоугольные или квадратные здания с четырьмя широко расставленными колоннами, поддерживающими плоское, обычно восьмискатное, перекрытие. Притвор Ованаванка интересен двенадцатиколонной звонницей-ротондой, имеющей в диаметре 6,5 метров — самой большой среди аналогичных сооружений в Армении. Звонница возведена позднее притвора, возможно около 1270 года, при капитальном ремонте здания.

Среди множества армянских преданий есть предание, связанное с монастырём Ованаванк и Тамерланом. Когда орды захватчиков вторглись в Армению и, разоряя всё на своём пути, дошли до монастыря, здешний настоятель, дабы не видеть его разорения и гибели своей братии, пошёл топиться в реке. Но господь не допустил этого — воды реки не приняли его, и зашагал он по воде, аки по суху. Тамерлан, бывший при этом, позвал настоятеля и сказал: «Раз ты явил нашим глазам такой чудесный знак, проси чего захочешь». Настоятель ответил: «Дай мне столько народа моего, сколько церковь вместит». Согласился Тамерлан. Распахнули дверь храма и начал туда народ валить. Сколько людей было — все вошли в церковь, никого не осталось. Тамерлан подивился этому, смотрит, вошедшие внутрь превращаются в голубей и улетают, спасаясь.




 
 
Copyright © 2006.