ГЛАВНАЯ

Армения
Ереван
Озеро-севан
Матенадаран
Театр оперы и балета
Дом-музей Параджанова
Парк победы
Цицернакаберд
Хор Вирап
Эчмиадзин - Звартноц
Гарни
Гегард
Этнографический музей Эребуни
Давид Сасунский
Цахкадзор
Татевский монастрырь
Санаинский монастырь
Нораванка амагу
Монастырь Гегард или Айриванк
Викариальная церковь Св.Саргис
Викариальная церковь Св.Саргис
Церковь Св. Зоравор
Храм Авана
Ереван,церковь Св. Погос-Петрос
Ереван,церковь Св. Катогике
Ереван,Канакер, церковь Св. Аствацацин
Эчмиадзинский кафедральный собор в Эчмиазине
Храм Гаяне в Эчмиазине
Церковь Месропа в Ошакане
Храм в Мастаре
Ованнаванк
Сагмосаванк
Две церкви на полуострове озера Севан
Гора Арагац-сестрица Арарата
Счетчик посещаемости
МОНАСТЫРЬ ГЕГАРД ИЛИ АЙРИВАНК





На северо-востоке, в семи километрах от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый Гехард, славящийся своею скальной архитектурой, успешно соперничающей с наземными постройками. Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

Время основания Гехарда точно не установлено. Вероятнее всего на этом месте в начале IV века был основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах. Позднейшее название монастыря — Гехард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьём, по преданию тем самым, которым был пронзён на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гехарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, не решавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни. В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжён. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гехарда относится к XII—XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Часть её вырублена в скале, от тех времён в ней сохранились небольшие фрагменты фресок тёмной тональности, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведён главный храм — Катогике, четы-рёхколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря — Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти щедевры подземной архитектуры принесли Гехарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии; в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гехарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

Катогике относится к типу крестово-купольных церквей с лёгкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства. В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объёмными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз. В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями. Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утёс. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковку Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор. Над головой — сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут

две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подку-польную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймлённых арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном — устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишённых радостей материнства. На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светлосерый оттенок, переходящий к куполу в тёплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещённую из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды. Прямо перед входом — лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещённой на южной стене церкви Аствацацин.

Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей. В тени под сводом — голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи — орёл, когтящий ягнёнка. Полагают, что здесь изображён герб княжеского рода Прошянов. Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная — большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой.

Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбою церковь Аствацацин. На Гехард. Усыпальница рода Прошянов (фрагмент), XIII в.

самом деле свет спокойно льётся из проёма в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан. Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты.

Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам её в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два — подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нём окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике.

Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений. Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединёнными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нём достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит высоко над головой.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение руки, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня. И действительно, тут всё продумано, взвешено и аккуратно выполнено.

Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.




 
 
Copyright © 2006.