ГЛАВНАЯ

Азербайджан
Города Азербайджана
История и достопримечательности
Азербайданские праздники
Культура
Архитектура Азербайджана
Природа
Баку
Музей истории Азербайджана
Куба
Шемаха
Ленкорань
Талыш
Габала
Нахичевань
Ордубад
Ичери Шехер
Атешгях
ШЕКИ
Гобустан
Лахидж
Ковры
Национальная кухня
Государственный музей азербайджанского ковра
и народно-прикладного искусства им. Лятифа Керимова"

Национальные парки и заповедники в Азеpбайджане
Дворцовый ансамбль Ширваншахов
Диванхане
Девичья Башня (Гыз Галасы)
Гянджа
Кызылагачский заповедник
Счетчик посещаемости






Дворцовая мечеть

Дворцовая мечеть расположена в нижнем дворе комплекса. Лаконичность ее призматических объемов, завершенных двумя слегка заостренными куполами, оттенена стройной вертикалью минарета, возвышающегося в северо-восточном углу здания. В мечети имеются два молельных зала - большой мужской и меньших размеров - женский, а также пара небольших вспомогательных комнат, в которые можно взобраться по каменным винтовым лестницам. Все эти помещения вписаны в прямоугольник плана, из которого незначительным выступом выделяется лишь женская молельня.

В мечеть ведут три входа. Северный - главный вход подчеркнут порталом. По обеим сторонам портала находятся полуциркульные в плане ниши, которые предназначались для обуви, так как по обычаям мусульманского мира в мечеть нельзя входить, не сняв обуви и не совершив обряд омовения. Процесс омовения проходил в северной части двора за портальным переходом на нижний двор, где на возвышенной площадке имеется колодец и небольшой бассейн.

С востока, со стороны среднего двора, в мечеть ведет второй вход, отмеченный более скромным порталом; с запада входной проем ничем не выделен.

В верхние углы центрального зала мечети вмурованы четыре больших глиняных кувшина, обращенных узкими горлышками внутрь, в зал. Это дает, с одной стороны, отличный резонанс, так как кувшины служат своеобразными голосниками, а с другой стороны, это является конструктивно-строительным антисейсмическим приемом, придающим большую устойчивость зданию - понижение центра тяжести посредством облегчения верха.

В торце южной стены центрального зала мечети расположен скромно декорированный михраб, неглубокая ниша которого перекрыта стрельчатым полукуполом. В мечети имеются ниши различных форм и назначений. Они служили для складывания молитвенных ковриков, чирахов, коранов, четок.

Окна забраны каменными решетками-шебеке, что придает этому скромному по архитектурному убранству зданию особую красоту.

Минарет мечети возвышается на 22 метра. Под сталактитовым поясом минарета расположена надпись, которая гласит: "... приказал построить этот минарет величайший султан Халил-Улла I. Да возвеличит аллах дни его правления и царствования. Восемьсот сорок пятый год" (1441-1442). Балкончик минарета (шерефе) изначально был каменным, но в 1723 году, когда Баку подвергся бомбардировке русских войск, снаряд разрушил часть минарета. Позднее, в наше время балкончик восстановили, сделав его уже железным.

Дворцовое здание

Ансамбль Дворца Ширваншахов не строился по единому архитектурному замыслу. Однако, его строители, учитывая назначение каждого здания, размещением их способствовали формированию архитектурного пейзажа.

Главное здание ансамбля - дворец, который является наиболее ранней постройкой из всех дворцовых сооружений и как считают историки архитектуры, строился почти десять лет. Это наиболее крупное здание комплекса как по объему, так и по занимаемой площади. Его начал возводить в 1411 году ширваншах шейх Ибрагим I, союзник Тамерлана. А продолжил дело после его смерти сын — ширваншах Халилулла I, который, к слову, был женат на правнуке Тамерлана Ханике.

Двухэтажное здание дворца насчитывает около пятидесяти различных размеров и очертаний помещений, соединенных тремя узкими винтовыми лестницами. Большой стрельчатый портал ведет со двора сразу на второй этаж в высокое, покрытое куполом входное восьмигранное помещение. Расположенный за ним небольшой, также восьмиугольный вестибюль, соединяет его с остальными помещениями дворца. Щелевидные отверстия в нишах восьмигранного помещения служили для переговорной связи с нижним этажом. Всего из 25 комнат второго этажа до наших дней сохранилось лишь 16. Нижний этаж здания, содержащий 27 комнат, служил помещением для слуг и для хранения хозяйственных запасов. Он сохранился именно таким, каким его построили в XV веке. Строгость обращенного к парадному двору главного фасада отличается от более богатой трактовки зданий других дворов. Лаконичные формы, солнечные тона гладких поверхностей стен, узорчатое шебеке верхних окон и окна-щели нижнего этажа придают образу здания неповторимую выразительность. Раскопки комнат первого этажа показали, что дворец стоит на скале и под ним в древности, до постройки дворца, было какое-то большое сооружение, фундаменты стен которого вклиниваются в фундамент дворца.

Много довелось повидать на своем веку хорошего и печального Дворцу Ширваншахов, пока он не стал музеем-заповедником. Так, при взятии Баку сефевидами в 1501 году дворец подвергался опустошению. Все сокровища Ширваншахов — оружие, доспехи, ювелирные украшения, ковры, драгоценные парчовые ткани, редчайшие книги из дворцовой библиотеки, посуду из серебра и золота сефевиды увезли с собой в Тебриз. Но после Чалдыранской битвы в 1514 году между турецкими войсками Селима I (сына завоевавшего Константинополь Магомеда II) и сефевидами, закончившейся поражением последних, сокровища Дворца Ширваншахов достались туркам в качестве трофеев. Сегодня какая-то их часть украшает музейные коллекции Турции, Ирана, Англии, Франции, России, Венгрии. Так, в стамбульском музее хранятся кольчуга Халилуллы I, изготовленная в 1428 году, и два шлема его сына-наследника из пяти оставшихся в живых — Фарруха-Ясара. Некоторые ковры из дворца оказались в лондонском музее Виктора и Альберта, а древние фолианты из дворцовой библиотеки — в книгохранилищах Тегерана, Ватикана, Петербурга.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби в книге “Путевые заметки” сообщает, что турецкий полководец Мустафа Леле паша, покидая захваченный им в 1585 году Баку, “вывез с собой крышу, купол и оконные рамы со стеклами одного прекрасного строения и преподнес в качестве дара султану, который возвел из них в саду “Султанийе Гасри Хумаюн” царственный замок, вызывающий изумление своим прекрасным видом”. Возможно, что упомянутый купол с изразцовым покрытием был с крыши Дворца Ширваншахов.

Досталось Дворцу Ширваншахов при бомбардировке с моря русской эскадрой в 1723 году, при освобождении города персидскими войсками и при взятии Баку русскими войсками в 1806-м. После вхождения Баку в состав Российской империи дворец был передан царскому военному ведомству, которое хозяйничало здесь почти столетие. Шахские покои второго этажа были превращены в солдатские казармы, а помещения под ними — в конюшню, артиллерийские склады; зеленой краской кто-то замазал каменную роспись на портале усыпальницы, а шахская мечеть по воле российских военных властей чуть было не стала гарнизонной церковью. Военные произвели частичный ремонт дворца и одновременно большие перестройки, приспособившие дворцовые постройки под артиллерийские склады. Во время перестройки были разрушены купола и разобраны часть стен, разделявших комнаты на первом и втором этаже. Остатки купольных, стрельчатых и крестовых перекрытий были уничтожены и заменены плоскими балочными перекрытиями. Некоторые оконные проемы были заложены, а вырезанные из камня решетки окон разрушены. Ко второму этажу северного фасада дворца был пристроен въезд, а в стене пробит огромный проем, так что двуколки, запряженные лошадьми, с улицы въезжали прямо на второй этаж дворца. Была уничтожена голубая глазированная мозаичная штукатурка сводов и куполов. На стенах дворца до сих пор сохранились отверстия от пуль - результат тренировок в стрельбе солдат.

В конце XIX века военное интендантство поневоле сыграло роль спасителя всего ансамбля. При выборе места для строительства собора Александра Невского выбор пал на территорию занятую комплексом Дворца Ширваншахов. И только то обстоятельство, что военным было некуда деться, спасло архитектурный памятник от полного уничтожения.

В 1920 году во дворце снова разместились конюшни, артиллерийские погреба, солдатские казармы, “славной” XI рабоче-крестьянской Красной армии, здесь же был и лазарет.

Все вокруг пребывало в неприглядной запущенности, поэтому большой группе видных азербайджанских историков и археологов во имя спасения этого уникального средневекового памятника архитектуры, пришлось со специальным письмом обратиться к руководству Азревкома. И лишь после этого в комплексе начались уборочно-восстановительные работы. В самом конце 20-х годов в холодных, сырых, с прохудившимися кровлями помещениях дворца прописался Музей истории Азербайджана, который располагался там в 1920-30-е годы

Дворец нуждается в серьезном восстановлении. Проводимая в 20-е, 30-е или 50-е годы реставрация дворцового комплекса велась наобум, непрофессионально и бессистемно. С 1992 года в здании дворца начаты новые реставрационные работы.




 
 
Copyright © 2006.