Образование. Всеобщее начальное образование было введено в Азербайджане в 1928. В том же году традиционный арабский алфавит был заменен латинским, а в 1939 – кириллицей. Уровень грамотности, составлявший до 1917 ок. 10%, резко возрос к концу 1920-х годов и к 1959 достиг 97%. В 1959 было введено обязательное восьмилетнее образование, а в 1966 – всеобщее среднее образование.
Крупнейшие высшие учебные заведения страны – Азербайджанский государственный университет им. Расулзаде, Политехнический, Сельскохозяйственный, Педагогический институты, Институт нефти и химии, Медицинский институт и Консерватория им. Гаджибекова. Все они расположены в Баку. На 1991 в стране насчитывалось 18 высших учебных заведений и 77 техникумов и профессиональных училищ. В них обучалось 168 тыс. человек.
Наука. Основные научные исследования в стране ведутся институтами Академии наук Азербайджана, созданной в 1945. К ним относятся Институт философии и права, Институт истории, языка и литературы им. Низами, Институт экономики, институты естественнонаучного и технического профиля. Среди научно-исследовательских учреждений следует отметить крупнейшую в стране Государственную библиотеку им. М.Ахундова и Национальный архив.
Литература и искусство. Азербайджанская литература во всех своих формах – фольклор, классическая исламская поэзия, современная литература – представляет собой выдающийся пример творчества тюркских народов. Такие древние эпосы, как Китаби Деде Коркуд (11 в.), а также поэзия более позднего периода, представленная, в частности, Гянджеви Низами (ок. 1141–1209) и Мухаммедом Физули (1494–1556), являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Отличительной чертой азербайджанской литературы является устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов) – традиция, сохранившаяся до настоящего времени.
Письменная азербайджанская литература возникла в течение одного поколения после окончательного включения страны в состав России (1813–1828). Символом ее становления стал один из самых выдающихся азербайджанских писателей Мирза Фатали Ахундов (1812–1878). Для азербайджанской культуры 19 в. было характерно распространение идей просветительства, образования и реализма. В конце концов это привело к формированию литературного языка, в основу которого был положен разговорный азербайджанский язык, который вытеснил персидский в качестве письменного языка.
Ахундов стал родоначальником азербайджанской драмы, которая в дальнейшем получила развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854–1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870–1933). Первую азербайджанскую газету «Экинчи» («Пахарь») начал выпускать в 1875 Гасанбек Зардаби (1837–1907).
После закрытия в 1877 российскими властями газеты «Экинчи» выходили малотиражные журналы «Зия» («Заря», 1879–1881), «Зия и Кавкасия» («Заря Кавказа», 1881–1884) и литературный журнал «Кешкюль» (1884–1891). После закрытия «Кешкюля» издания на азербайджанском языке не выходили вплоть до революции 1905 в России. Последовавшее ослабление государственного контроля сделало Баку ведущим центром мусульманской журналистики в Российской империи. Между 1905 и 1917 в разное время выходило 63 газеты и периодических издания, среди них газеты «Хаят» («Жизнь») и «Иршад» («Путеводитель»), литературный журнал «Фуюзат» («Благо») и популярный сатирический журнал «Молла Насреддин».
Надежды периода национального подъема нашли свое воплощение в поэзии Алекпера Сабира (1862–1911). Среди видных писателей этого периода следует отметить Джалила Мамедкулизаде (1866–1932), драматурга Гусейна Джавида (1884–1941) и поэта Маммеда Хади (1879–1902). Литературное возрождение, начавшееся после 1905, выдвинуло задачу дальнейшего очищения языка, на этот раз от османского влияния. Это движение возникло одновременно с пантюркизмом, проповедовавшим объединение всех тюркских народов. Трибуном пантюркизма был Алибек Гусейнзаде.
В советский период, по мере сокращения неграмотности, возрастали численность читающей публики, роль литературы и партийного контроля над нею. В 1930-х годах Союз писателей Азербайджана стал одним из объектов грандиозных чисток. Жертвами этих чисток были такие ведущие литераторы, как Гусейн Джавид, Салман Мумтаз, Курбан Мусаев, Таки Шахбази, Али Назим и Микаил Мушфик. Нормой творчества стал социалистический реализм. Политический конформизм привел к общему снижению художественного уровня литературы, хотя в это время продолжали творить такие талантливые писатели, как Самед Вургун (1906–1956), Джафар Джабарлы (1899–1934) и Ильяс Эфендиев (р. 1914). После 1945 возросла роль нового литературного направления, развивавшего тему единства советского и иранского Азербайджана. Его наиболее заметными представителями были писатели Маммед Ордубады (1872–1950) и Мирза Ибрагимов (р. 1911), а также поэты Сулейман Рустам (1906–1989) и Бахтияр Вагабзаде (р. 1925).
Основной ежедневной газетой стал «Бакинский рабочий», выходивший на русском языке, – печатный орган Коммунистической партии Азербайджана. Из литературных журналов на азербайджанском языке самым читаемым был «Адабият ве инджесенет» («Литература и искусство»). С приходом гласности вырвалась на свободу подавлявшаяся интеллектуальная, художественная и политическая энергия азербайджанцев, а для изданий на азербайджанском языке начался новый период расцвета. В конце 1980-х годов резко возросло количество издававшихся газет, но большинство из них просуществовало недолго. Наиболее известными среди них были «Азедлык» («Свобода») – печатный орган Народного фронта, «Истиглал» («Независимость») – печатный орган Социал-демократической партии, «Азербайджан», «Новруз» («Новый день»), «Отлар юрду» («Огненная земля») и «Элм» («Знание»). Книгоиздательское дело столкнулось с финансовыми трудностями.
Киноискусство. Производство кинофильмов в Азербайджане зародилось в 1916. В советское время снимались фильмы по мотивам как классических литературных произведений, так и реальных событий. Широко известны такие азербайджанские кинорежиссеры, как А.М.Шарифзаде, А.И.Бек-Назаров, Т.М.Тагизаде, А.М.Ибрагимов. Сильной стороной азербайджанской кинематографии является документалистика. В народных массах популярны национальные танцы и публичные выступления фольклорных песенных коллективов, особенно исполняющих мугамы – вокально-инструментальные произведения с текстами, основанными на классической поэзии.
Театральное искусство. Театр появился в Азербайджане только в середине 19 в. в связи с развитием литературы. Драматические произведения широко представлены в творчестве основоположника современной азербайджанской литературы Мирзы Фатали Ахундова. В сфере национальной интеллигенции 19 в. театр считался средством, способным донести идеи просветительства до широких, в большинстве своем неграмотных масс. Поэтому Азербайджан оказался пионером в области театрального искусства во всем тюркоязычном мире; Ахундов писал комедии, высмеивая в них то, что он считал пороками общества; Наджаф Везиров и Абдуррагим Ахвердов работали в жанре трагедии. В период между 1905 и 1917 театральная жизнь Азербайджана вращалась вокруг просветительских и благотворительных обществ, появились высокопрофессиональные театры. В этот период, отмеченный культурным подъемом, была поставлена первая азербайджанская опера Лейли и Меджнун (1908), написанная Узеиром Гаджибековым по мотивам одноименной поэмы Физули 16 в.
С приходом советской власти все театры были национализированы, а их репертуар стал строго контролироваться властями. Однако благодаря стабильной финансовой поддержке государства в выигрыше оказалось исполнительское искусство. В 1920 в Баку открылся Азербайджанский драматический театр, а в 1924 – Театр оперы и балета. Несмотря на усиливавшийся государственный контроль, постановки национальных произведений сохраняли художественную привлекательность.
Архитектура и изобразительное искусство. В богатом архитектурном наследии Азербайджана отразилась его многогранная история и различные внешние влияния, но наиболее сильный отпечаток оставил исламский период. К исламским архитектурным памятникам относятся в первую очередь мечети, минареты, мавзолеи, караван-сараи (постоялые дворы) и медресе (мусульманские школы), а также крепости, включая символ Баку – уникальную, имеющую в поперечнике форму овала Девичью башню (12 в.). Сохранились также царские дворцы: Дворец ширваншахов в Баку и Дворец шекинских ханов. Хорошо сохранилась историческая древняя часть Баку. Широко представлена в столице европеизированная архитектура 19 в., связанная с периодом нефтяного бума. Еще одним распространенным архитектурным стилем является советский, представленный грандиозными сталинскими общественными зданиями и монотонными хрущевскими жилыми кварталами.
В классическом азербайджанском прикладном искусстве использовались персидские и исламские стили и методы. С их помощью выполнялись глиняные и керамические изделия, чеканка, ковры, каллиграфия, рукописные иллюстрации, в частности миниатюры знаменитой тебризской школы. Азербайджанское декоративное искусство отмечено изысканностью и богатством украшений. Современное искусство сохранило значительное влияние классического периода, несмотря на жесткий контроль и господство соцреализма. С окончанием советской эпохи азербайджанские художники пытаются наверстать упущенное время, приобщаясь к достижениям современного мирового искусства.
Средства массовой информации. В Азербайджане в конце 1990-х годов выходило более 300 ежедневных газет. Самые многотиражные – «Азербайджан» и «Азадлыг» на азербайджанском языке, «Вышка» и «Бакинский рабочий» на русском языке. В крупных гостиницах можно приобрести русские и западные газеты и журналы.
Первые радиопередачи состоялись в Баку в 1926. Телевидение начало свое вещание в 1956. Большинство радио- и телевизионных станций находятся в государственной собственности. Передачи ведутся в основном на азербайджанском и русском языках. Помимо программ, выпускаемых в республике, большой популярностью пользуются станции, вещающие из Иранского Азербайджана и Турции.
В 1998 в Баку работали 3 турецкие, 3 российские, 2 национальные государственные и 2 коммерческие телестанции. Турецкие и российские передачи транслируются через спутники непосредственно из своих стран. Бакинские коммерческие станции, АНС-КМ и «Сара», выпускают программы на русском и азербайджанском языках, в том числе американские фильмы, дублированные на русском языке. Государственные национальные каналы передают местные программы и новости.
|