ГЛАВНАЯ

Азербайджан
Города Азербайджана
История и достопримечательности
Азербайданские праздники
Культура
Архитектура Азербайджана
Природа
Баку
Музей истории Азербайджана
Куба
Шемаха
Ленкорань
Талыш
Габала
Нахичевань
Ордубад
Ичери Шехер
Атешгях
ШЕКИ
Гобустан
Лахидж
Ковры
Национальная кухня
Государственный музей азербайджанского ковра
и народно-прикладного искусства им. Лятифа Керимова"

Национальные парки и заповедники в Азеpбайджане
Дворцовый ансамбль Ширваншахов
Диванхане
Девичья Башня (Гыз Галасы)
Гянджа
Кызылагачский заповедник
Счетчик посещаемости






Образование. Всеобщее начальное образование было введено в Азербайджане в 1928. В том же году традиционный арабский алфавит был заменен латинским, а в 1939 – кириллицей. Уровень грамотности, составлявший до 1917 ок. 10%, резко возрос к концу 1920-х годов и к 1959 достиг 97%. В 1959 было введено обязательное восьмилетнее образование, а в 1966 – всеобщее среднее образование.

Крупнейшие высшие учебные заведения страны – Азербайджанский государственный университет им. Расулзаде, Политехнический, Сельскохозяйственный, Педагогический институты, Институт нефти и химии, Медицинский институт и Консерватория им. Гаджибекова. Все они расположены в Баку. На 1991 в стране насчитывалось 18 высших учебных заведений и 77 техникумов и профессиональных училищ. В них обучалось 168 тыс. человек.

Наука. Основные научные исследования в стране ведутся институтами Академии наук Азербайджана, созданной в 1945. К ним относятся Институт философии и права, Институт истории, языка и литературы им. Низами, Институт экономики, институты естественнонаучного и технического профиля. Среди научно-исследовательских учреждений следует отметить крупнейшую в стране Государственную библиотеку им. М.Ахундова и Национальный архив.

Литература и искусство. Азербайджанская литература во всех своих формах – фольклор, классическая исламская поэзия, современная литература – представляет собой выдающийся пример творчества тюркских народов. Такие древние эпосы, как Китаби Деде Коркуд (11 в.), а также поэзия более позднего периода, представленная, в частности, Гянджеви Низами (ок. 1141–1209) и Мухаммедом Физули (1494–1556), являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Отличительной чертой азербайджанской литературы является устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов) – традиция, сохранившаяся до настоящего времени.

Письменная азербайджанская литература возникла в течение одного поколения после окончательного включения страны в состав России (1813–1828). Символом ее становления стал один из самых выдающихся азербайджанских писателей Мирза Фатали Ахундов (1812–1878). Для азербайджанской культуры 19 в. было характерно распространение идей просветительства, образования и реализма. В конце концов это привело к формированию литературного языка, в основу которого был положен разговорный азербайджанский язык, который вытеснил персидский в качестве письменного языка.

Ахундов стал родоначальником азербайджанской драмы, которая в дальнейшем получила развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854–1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870–1933). Первую азербайджанскую газету «Экинчи» («Пахарь») начал выпускать в 1875 Гасанбек Зардаби (1837–1907).

После закрытия в 1877 российскими властями газеты «Экинчи» выходили малотиражные журналы «Зия» («Заря», 1879–1881), «Зия и Кавкасия» («Заря Кавказа», 1881–1884) и литературный журнал «Кешкюль» (1884–1891). После закрытия «Кешкюля» издания на азербайджанском языке не выходили вплоть до революции 1905 в России. Последовавшее ослабление государственного контроля сделало Баку ведущим центром мусульманской журналистики в Российской империи. Между 1905 и 1917 в разное время выходило 63 газеты и периодических издания, среди них газеты «Хаят» («Жизнь») и «Иршад» («Путеводитель»), литературный журнал «Фуюзат» («Благо») и популярный сатирический журнал «Молла Насреддин».

Надежды периода национального подъема нашли свое воплощение в поэзии Алекпера Сабира (1862–1911). Среди видных писателей этого периода следует отметить Джалила Мамедкулизаде (1866–1932), драматурга Гусейна Джавида (1884–1941) и поэта Маммеда Хади (1879–1902). Литературное возрождение, начавшееся после 1905, выдвинуло задачу дальнейшего очищения языка, на этот раз от османского влияния. Это движение возникло одновременно с пантюркизмом, проповедовавшим объединение всех тюркских народов. Трибуном пантюркизма был Алибек Гусейнзаде.

В советский период, по мере сокращения неграмотности, возрастали численность читающей публики, роль литературы и партийного контроля над нею. В 1930-х годах Союз писателей Азербайджана стал одним из объектов грандиозных чисток. Жертвами этих чисток были такие ведущие литераторы, как Гусейн Джавид, Салман Мумтаз, Курбан Мусаев, Таки Шахбази, Али Назим и Микаил Мушфик. Нормой творчества стал социалистический реализм. Политический конформизм привел к общему снижению художественного уровня литературы, хотя в это время продолжали творить такие талантливые писатели, как Самед Вургун (1906–1956), Джафар Джабарлы (1899–1934) и Ильяс Эфендиев (р. 1914). После 1945 возросла роль нового литературного направления, развивавшего тему единства советского и иранского Азербайджана. Его наиболее заметными представителями были писатели Маммед Ордубады (1872–1950) и Мирза Ибрагимов (р. 1911), а также поэты Сулейман Рустам (1906–1989) и Бахтияр Вагабзаде (р. 1925).

Основной ежедневной газетой стал «Бакинский рабочий», выходивший на русском языке, – печатный орган Коммунистической партии Азербайджана. Из литературных журналов на азербайджанском языке самым читаемым был «Адабият ве инджесенет» («Литература и искусство»). С приходом гласности вырвалась на свободу подавлявшаяся интеллектуальная, художественная и политическая энергия азербайджанцев, а для изданий на азербайджанском языке начался новый период расцвета. В конце 1980-х годов резко возросло количество издававшихся газет, но большинство из них просуществовало недолго. Наиболее известными среди них были «Азедлык» («Свобода») – печатный орган Народного фронта, «Истиглал» («Независимость») – печатный орган Социал-демократической партии, «Азербайджан», «Новруз» («Новый день»), «Отлар юрду» («Огненная земля») и «Элм» («Знание»). Книгоиздательское дело столкнулось с финансовыми трудностями.

Киноискусство. Производство кинофильмов в Азербайджане зародилось в 1916. В советское время снимались фильмы по мотивам как классических литературных произведений, так и реальных событий. Широко известны такие азербайджанские кинорежиссеры, как А.М.Шарифзаде, А.И.Бек-Назаров, Т.М.Тагизаде, А.М.Ибрагимов. Сильной стороной азербайджанской кинематографии является документалистика. В народных массах популярны национальные танцы и публичные выступления фольклорных песенных коллективов, особенно исполняющих мугамы – вокально-инструментальные произведения с текстами, основанными на классической поэзии.

Театральное искусство. Театр появился в Азербайджане только в середине 19 в. в связи с развитием литературы. Драматические произведения широко представлены в творчестве основоположника современной азербайджанской литературы Мирзы Фатали Ахундова. В сфере национальной интеллигенции 19 в. театр считался средством, способным донести идеи просветительства до широких, в большинстве своем неграмотных масс. Поэтому Азербайджан оказался пионером в области театрального искусства во всем тюркоязычном мире; Ахундов писал комедии, высмеивая в них то, что он считал пороками общества; Наджаф Везиров и Абдуррагим Ахвердов работали в жанре трагедии. В период между 1905 и 1917 театральная жизнь Азербайджана вращалась вокруг просветительских и благотворительных обществ, появились высокопрофессиональные театры. В этот период, отмеченный культурным подъемом, была поставлена первая азербайджанская опера Лейли и Меджнун (1908), написанная Узеиром Гаджибековым по мотивам одноименной поэмы Физули 16 в.

С приходом советской власти все театры были национализированы, а их репертуар стал строго контролироваться властями. Однако благодаря стабильной финансовой поддержке государства в выигрыше оказалось исполнительское искусство. В 1920 в Баку открылся Азербайджанский драматический театр, а в 1924 – Театр оперы и балета. Несмотря на усиливавшийся государственный контроль, постановки национальных произведений сохраняли художественную привлекательность.

Архитектура и изобразительное искусство. В богатом архитектурном наследии Азербайджана отразилась его многогранная история и различные внешние влияния, но наиболее сильный отпечаток оставил исламский период. К исламским архитектурным памятникам относятся в первую очередь мечети, минареты, мавзолеи, караван-сараи (постоялые дворы) и медресе (мусульманские школы), а также крепости, включая символ Баку – уникальную, имеющую в поперечнике форму овала Девичью башню (12 в.). Сохранились также царские дворцы: Дворец ширваншахов в Баку и Дворец шекинских ханов. Хорошо сохранилась историческая древняя часть Баку. Широко представлена в столице европеизированная архитектура 19 в., связанная с периодом нефтяного бума. Еще одним распространенным архитектурным стилем является советский, представленный грандиозными сталинскими общественными зданиями и монотонными хрущевскими жилыми кварталами.

В классическом азербайджанском прикладном искусстве использовались персидские и исламские стили и методы. С их помощью выполнялись глиняные и керамические изделия, чеканка, ковры, каллиграфия, рукописные иллюстрации, в частности миниатюры знаменитой тебризской школы. Азербайджанское декоративное искусство отмечено изысканностью и богатством украшений. Современное искусство сохранило значительное влияние классического периода, несмотря на жесткий контроль и господство соцреализма. С окончанием советской эпохи азербайджанские художники пытаются наверстать упущенное время, приобщаясь к достижениям современного мирового искусства.

Средства массовой информации. В Азербайджане в конце 1990-х годов выходило более 300 ежедневных газет. Самые многотиражные – «Азербайджан» и «Азадлыг» на азербайджанском языке, «Вышка» и «Бакинский рабочий» на русском языке. В крупных гостиницах можно приобрести русские и западные газеты и журналы.

Первые радиопередачи состоялись в Баку в 1926. Телевидение начало свое вещание в 1956. Большинство радио- и телевизионных станций находятся в государственной собственности. Передачи ведутся в основном на азербайджанском и русском языках. Помимо программ, выпускаемых в республике, большой популярностью пользуются станции, вещающие из Иранского Азербайджана и Турции.

В 1998 в Баку работали 3 турецкие, 3 российские, 2 национальные государственные и 2 коммерческие телестанции. Турецкие и российские передачи транслируются через спутники непосредственно из своих стран. Бакинские коммерческие станции, АНС-КМ и «Сара», выпускают программы на русском и азербайджанском языках, в том числе американские фильмы, дублированные на русском языке. Государственные национальные каналы передают местные программы и новости.




 
 
Copyright © 2006.