ГЛАВНАЯ

Азербайджан
Города Азербайджана
История и достопримечательности
Азербайданские праздники
Культура
Архитектура Азербайджана
Природа
Баку
Музей истории Азербайджана
Куба
Шемаха
Ленкорань
Талыш
Габала
Нахичевань
Ордубад
Ичери Шехер
Атешгях
ШЕКИ
Гобустан
Лахидж
Ковры
Национальная кухня
Государственный музей азербайджанского ковра
и народно-прикладного искусства им. Лятифа Керимова"

Национальные парки и заповедники в Азеpбайджане
Дворцовый ансамбль Ширваншахов
Диванхане
Девичья Башня (Гыз Галасы)
Гянджа
Кызылагачский заповедник
Счетчик посещаемости






К главному зданию дворца Ширваншахов примыкает Диванхане, представляющее собой небольшой изящный павильон, расположенный внутри дворика с трех сторон окруженного галереей-аркадой. Павильон Диванхане состоит из восьмигранного зала, перекрытого как внутри, так и снаружи каменным куполом. К нему примыкает прямоугольное помещение вестибюля. Внутри помещения вестибюль соединен входами в галерею аркаду, в зал и находящуюся под полом зала восьмигранную в плане камеру, под которой находится вторая прямоугольной формы камера в подземелье, входом в которую служит отверстие на уровне земной поверхности с северной стороны. В скале, служащей основанием второй камеры, находится устье колодца пятиметровой глубины. Функциональное назначение этих двух камер, так же как и всего сооружения в целом остается невыясненным.

Высокий, стройный портал главного входа украшен орнаментом и надписями необыкновенного изящества и красоты. Орнамент представляет собой сплетение листьев инжира и винограда. Кроме того, портал украшен двумя медальонами, внутри которых есть надписи на арабском языке графическим шрифтом куфи. Неподготовленному взору кажется, что это просто орнамент.

Архитектурная композиция и планировка Диванхане оригинальны и не имеют аналогов в других странах Востока. Строительство Диванхане было незавершено, на что указывает незаконченность орнаментации капителей и баз колоннады и других деталей здания. Возможно, что строительство здания было приостановлено в связи с военными событиями 1500-01 годов. Черты стиля и частичная незавершенность отделочных работ датируют Диванхане концом XV века.

Существуют различные мнения по поводу назначения Диванхане. Одни считают, что это было судилище, в купольном зале которого с круглым отверстием посередине каменного пола вершилось правосудие. После вынесения смертного приговора голову преступникам прямо над отверстием отрубал палач, а тело казненных через некие подземные каналы сплавляли в море.

Другие предполагают, что оно служило для судопроизводства, приемов или государственного совета, либо было мавзолеем. В XIII-XV веках управляющим финансового ведомства являлся сахиб-диван. Павильон Диванхане при Ширваншахах мог быть служебным помещением сахиб-дивана, его чиновников и самой казны. Загадочное отверстие в куполе, прикрывающем камеру, входящее в центре восьмигранного зала, сделано, как видно позднее, вероятно во время событий 1501 года, при взятии города сефевидами и разорением дворца в поисках казны. По сообщениям в куполе павильона сефевиды обнаружили много золота и ценностей.

Версия о мавзолее также является вероятной. Это подтверждается наличием двухкамерного склепа в его подземелье и сурой из Корана на портале входа: “Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути... Это — обитель рая, в нем они пребывают вечно”. Любопытно, что в сохранившихся народных преданиях вся территория Диванхане, особенно подземная камера с колодцем, называемым молочным колодцем, считалась пиром - священным местом, где женщины потерявшие молоко получали исцеление. По-видимому, территория, занятая Диванхане и дворцом еще в домусульманское время была священным местом.




 
 
Copyright © 2006.