ГЛАВНАЯ

Адмиралтейство
Александро-Невская Лавра
Исаакиевский Собор
Казанский Собор
Летний сад
Медный всадник
Мечеть
Михайловский замок
Никольский Собор
Петропавловская крепость
Смольный Собор
Спас-на-крови
ТроицеЕ-Измайловский Собор
Чесменская церковь
Гатчина
Ломоносов
Павловск
Петергоф
Пушкин
Стрельна
Эрмитаж
Невский проспект
Троицкий мост
Литейный мост
Мост Александра Невского
Володарский мост
Мост Лейтенанта Шмидта
Дворцовый мост
Египетский мост
Львиный мост
Государственный Русский Музей
Юсуповский дворец
Музей Антропологиии и этнографии
Домик Петра
Музей квартира А.С. Пушкина
Государственный музей-заповедник "Ораниенбаум"
Государственный музей-заповедник "Царское село"
Русская деревня "Шуваловка"
Пивоваренная компания "БАЛТИКА"
Андреевский собор
Счетчик посещаемости
МЕДНЫЙ ВСАДНИК





К трехсотлетию города в Санкт-Петербурге появилось множество памятников основателю города, Петру Великому, но самым известным и, кстати, первым по времени создания, является Медный Всадник, отлитый по проекту скульптора Этьена Фальконе.

В середине 18 века Екатерина Великая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I. Дени Дидро, с которым императрица вела оживленную переписку, хвалебно отзывался о парижском скульпторе Этьене Фальконе, которого императрица и пригласила в Россию.

В 1766 году Этьен Фальконе приехал в Петербург и начал работу над моделью конного памятника. При создании скульптуры Петра I он использовал гипсовую маску и знаменитую "восковую персону" царя. Бронзовая голова Петра I была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло.

Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь.

Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван "гром-камнем". Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки.

В 1775 году началась отливка памятника. Работами руководил литейщик Емельян Хайлов. При отливке расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу и вызвал пожар. Все бросились бежать, и только Хайлов не поддался общей панике и, рискуя жизнью, сбил пламя и исправил форму. К 1777 году все основные работы по созданию монумента были окончены.

Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовало несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. За четыре года до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию. Екатерина на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: "Петру I Екатерина II".

В годы Великой Отечественной войны над памятником нависла угроза - вывезти его из города не представлялось возможным, и горожане очень опасались, что символ Петербурга может быть разрушен во время многочисленных налетов фашистской авиации. Ленинградцы выстроили специальный футляр, высотой в 14 метров и бережно укрыли им памятник. К счастью, уникальный памятник не пострадал. Открытый сразу же после окончания войны, он до сих пор является символом Санкт-Петербурга и уникальным произведением русской и мировой культуры.




 
 
Copyright © 2006.