ГЛАВНАЯ

Центральная Россия
Золотое кольцо России
Урал
Кавказ России
Сибирь
Карелия
Дальний Восток
Волга
Дон
Арктика
Калининград
Юрьев-Польский
Серпухов
Александров
Старая Русса
Иваново
Екатеринбург
Ладожское озеро
Соловки
Пятигорск
Эльбрус и Приэльбрусье
Алтай
Березовский
Тальков Камень
Касли
Невъянск
Парк Оленьи Ручьи
По Демидовским местам
Синячиха - Алапаевск
Онежское озеро
Кивич
Валаам
Адлер
Анапа
Домбай
Ессентуки
Кисловодск
Иркутск
Байкал
Листвянка
Малое море
Байкальск
Утес Саган Заба
Бурятия
Красноярск
Новосибирск
Шерегеш
Астрахань
Волгоград
Порт Волгограда
Казань
Мечеть Кул Шариф
Казанский Кремль
Нижний Новгород
Ростов-на-Дону
Владивосток
Камчатка
Якутия
Зеленоградск
Светлогорск
Мурманск
Острова Арктики
Счетчик посещаемости
Ессентуки





Ессентуки  - бальнеологический курорт и один из самых известных поставщиков минеральной воды в России. Местный сухой, степной ландшафт долгое время отпугивал потенциальных отдыхающих. Однако в течение двадцатого века, благодаря систематической посадке растений, Ессентуки удалось украсить зеленью. Теперь здесь настоящие субтропические леса.

Центральная зона отдыха в Ессентуках - Курортный парк. На его  обширной территории (свыше  60 га) располагаются многочисленные санатории, лечебницы, а также знаменитые источники минеральной воды Ессентуки-17 и Ессентуки-20.

Сам процесс образования минеральной воды можно наблюдать в еще одной достопримечательности Ессентуков - в Плачущих гротах. В гротах капли, падающие с со сводов, образовали небольшие озерца. За тот способ, которым озера наполняются, гроты и прозвали Плачущими.

Поездка в Ессентуки не представляет особой сложности, так как в регион Минеральных Вод летают регулярные авиарейсы. Местные здравницы исключительно популярны не только у россиян, но также и у зарубежных туристов. Высокая эффективность лечения различных видов заболеваний и горный климат (курорт расположен на высоте 600 м над уровнем моря) позволяют Ессентукам оставаться одним из самых популярных мест для проведения летнего отпуска в России.

Памятники и памятные места историко-революционных событий

В годы революции, гражданской войны Ессентуки не раз оказывались ареной классовой борьбы, местом жестоких сражений. В 1919 г. белогвардейцы учинили здесь кровавую расправу над пленными красноармейцами и местными активистами. В память об этих событиях в городе воздвигнут обелиск, установлены мемориальные доски.

Обелиск в честь бойцов, погибших в период гражданской войны (Привокзальная пл.). Он установлен в 1957 г. на месте захоронения 11 человек, погибших от рук белогвардейцев. Имена павших неизвестны.

Автор обелиска - архитектор М. Ф. Коробейников. На двенадцатиметровом, облицованном мрамором памятнике начертано: "Вечная слава бойцам, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины".

После недавней реконструкции площади и территории вокруг обелиска он стал выглядеть еще монументальнее.

Здание, где был избран первый Ессентукский Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов (ул. Гоголя, 48). Удобнее всего пройти сюда от Детского мира по улице Гоголя. Здание выделяется цветом старого желтого кирпича и большими окнами.

До революции здесь была школа для детей иногородних жителей станицы. А в период нарастания революционных событий этот дом стал центром, где объединялись силы иногородних рабочих, крестьян и трудовых казаков. Часто выступали в этом здании авторитетные представители казачьей бедноты Г.В. Горепекин и М.Е. Старицкий, а также учитель школы В. С. Сергеев. Слушал трудовой люд и речи пятигорских агитаторов-большевиков.

Ессентуки. Заполотнянская курортная зона

В феврале 1918 г. во дворе школы собралось более 500 человек. Обсуждался важный вопрос - о власти, о переделе земли. Тут и выбрали первый Совет в составе 15 человек - кроме рабочих и казаков, в него вошли также один солдат, крестьянин, мастеровой и официант.

Но контрреволюционно настроенные казаки вскоре арестовали весь актив, и только весной в здании гостиницы "Метрополь" (ныне "Маяк") был избран новый Совет.

Здание, где размещался первый Ессентукский Совет (ул. Интернациональная, 3). Расположено оно у главного входа в лечебный парк, на его фасаде две мемориальные доски. "В этом здании находился первый Ессентукский Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов", - это текст одной доски. А другая доска напоминает о Великой Отечественной войне: "В этом здании в 1943-1945 гг. размещался эвакуационный госпиталь № 5425".

Долгое время после революционных событий в центре России власть в Ессентуках удерживала атаманская верхушка. Большевистской ячейки в ту пору в станице Ессентукской не было, но большевики Пятигорска направляли сюда своих агитаторов. Поднявшая голову контрреволюция всячески противилась этому влиянию, разоружила отряд самообороны. Подоспевший пятигорский революционный отряд вынудил контрреволюционные силы отступить. Комиссар М. О. Булле на митинге у станичного правления объявила, что вся власть в Ессентуках переходит к Совету рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Вечером 27 марта 1918 г. в этом здании открылось первое заседание Ессентукского Совета.

Но к руководству Советом пришли и соглашатели по отношению к контрреволюции. Усложнялась обстановка, усиливалось влияние станичного правления. Было решено ликвидировать правление, что и сделали. 20 июня Совет переизбрали - из 12 его новых членов семеро были большевиками. Председателем Совета был избран большевик А. М. Гончаров (1882-1957).

Здание, в котором оформилась ессентукская партийная организация (ул. Кисловодская, 16). Бывшая дача "Вера" стала памятником истории. "В этом здании 1 августа 1918 года оформилась Ессентукская организация коммунистической партии Советского Союза", - можно прочесть на мемориальной доске. Это здание находится в центре города, рядом с гастрольным театром. От вокзала сюда можно пройти пешком.

26 июля 1918 г. в Пятигорске на I окружной конференции РКП(б) было принято решение о создании в каждом населенном пункте партийной ячейки. В связи с этим в станицу Ессентукскую была направлена инициативная группа - Блок (из Владикавказа) и Александр Ге (из Кисловодска), чтобы помочь создать там ячейку. И вот на даче "Вера" 1 августа собрался актив совдепа, бойцы местного революционного отряда. Был заслушан доклад, в члены партии в тот день приняли 11 человек.

Памятники и памятные места Великой Отечественной войны

Свято чтут жители города память о своих земляках, павших на нолях сражений в годы Великой Отечественной войны. В первые дни войны многие из них добровольцами ушли на фронт. В августе 1941 г. с пункта сбора добровольцев (ул. Анджиевского, 17) были отправлены защищать Москву 200 человек (на здании установлена мемориальная доска в память об этом событии).

Большой зал краеведческого музея в Ессентуках отведен для экспозиции о подвигах земляков на фронтах, о героизме медиков, трудившихся дни и ночи в госпиталях города по спасению жизни и здоровья раненых бойцов. Здания госпиталей отмечены мемориальными досками.

Вечный огонь (парк имени Ленинского комсомола). Пройти к памятнику удобнее всего по улице Семашко, через тоннель.

Этот мемориал (автор И. И. Медников) был открыт 6 мая 1972г. в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В день его открытия под каменными стягами монумента были торжественно захоронены урны с землей братских могил, где покоятся воины из Ессентуков.

На Мамаевом кургане в Сталинграде сражались четыре брата Федоренко, только один из них вернулся в родной город. В Белгороде погиб танкист Андрей Попов, в Братиславе могила Евгения Герцева, который ушел на фронт в 17 лет. В 23 года стал Героем Советского Союза бывший ученик Ессентукской школы № 1 П. С. Шеин. Погиб он в 1945 г., похоронен в Баку. Ту же школу перед войной окончил В. И. Жердев, который воевал в 1-й эскадрилье 16-го гвардейского Сандомирского ордена Александра Невского истребительного авиаполка. Полк входил в 9-ю гвардейскую истребительную авиадивизию, которой командовал прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. 14 вражеских самолетов сбил В. И. Жердев и погиб в 25 лет 12 января 1945 г., похоронен в Варшаве. В Литве оборвался боевой путь уроженца Ессентуков военфельдшера В. И. Баластова.

Вечный огонь у подножия монумента был зажжен от факела, доставленного с Мамаева кургана.

Памятники архитектуры

Здания санаториев "Казахстан", "Украина", "Россия", "Советский шахтер", имени М. И. Калинина, гастрольного театра и другие современные постройки украшают зеленый город-курорт Ессентуки. Черты эклектики и модерна (конец XIX-начало XX в.) характерны для дореволюционных курортных объектов, в том числе для бывшей гостиницы "Азау" (ныне главный корпус подростковой здравницы "Огонек"), некоторых санаториев (имени Клары Цеткин, имени Г. Г. Анджиевского, "Москва"). Наиболее интересны следующие архитектурные сооружения Ессентуков: питьевая галерея источника №17, Верхние и Нижние ванны, отделение механотерапии, электролечебница, курортная библиотека, грязелечебница.

... Курорт занимает лучшую, сухую часть Ессентуков и расположен он между двумя зелеными массивами курортного и "заполотнянского" парков.

В центральной части города-курорта раскинулся курортный парк, занимающий более 60 гектаров зеленых насаждений. Курортный парк делится на Верхний и Нижний. В Верхнем парке расположены физиотерапевтическая лечебница, Верхние ванны, санаторий имени Свердлова, бювет минерального источника № 1, музыкальная эстрада летнего типа, библиотека, в Нижнем - летние бюветы Ессентукских источников, питьевая галерея, в ней сосредоточены источники Ессентукского курорта №17, №20, буровая №1, Нижние ванны, Цандеровский институт (отделение механотерапии), курортный театр. Нижний парк связан с центральной частью города красивым архитектурным ансамблем - каскадной лестницей с фонтанами, террасами и арками.

В непосредственной близости к курортному парку с северной и западной его сторон расположена большая часть санаториев и пансионатов, курортная поликлиника, гостиницы, диетические столовые, грязелечебница. Направление главных улиц Ессентуков с запада на восток. Улицы и дороги асфальтированы, утопают в зелени, на многих из них есть скверы, украшенные декоративными кустарниками, деревьями и цветочными клумбами.

Здания курорта отличаются красивой архитектурой. Особенно выделяются грязелечебница им. Н. А. Семашко, Верхние и Нижние ванны, бюветы многочисленных минеральных источников и многие санатории.

Несмотря на то, что Ессентукский курорт стал развиваться значительно позже Пятигорска и Кисловодска, он быстро приобрел известность.

(Месяц на Кавказских Водах. Ставрополь, 1965)

Верхние ванны (лечебный парк). К зданию ванн удобно пройти со стороны санатория имени Свердлова или от питьевой галереи источника № 17, поднявшись по ступенькам в Верхний парк.

Для строительства этого одноэтажного здания было выбрано сухое место над обрывом Щелочной горки. Началась расчистка площадки, а в августе 1896г. состоялась торжественная закладка здания. В фундаменте сделали нишу, гуда положили золотые и серебряные монеты. Ниша была закрыта металлической доской с обозначением даты закладки и со списком членов комиссии. Закончилось строительство через два года. Ванны сначала называли Николаевскими и Серно-щелочными, а потом им дали название Верхние - по местоположению в верхней части парка.

В оформлении главного и боковых фасадов здания использованы элементы стилей ампир и барокко. Сочетание белой штукатурки, такого же цвета лепнины и желтого кирпича, членение фасада пилястрами, арочными проемами окон и дверей, колоннами придают сооружению праздничный вид.

В плане Верхние ванны почти квадрат со стороной 60 м. В центр квадрата вписано круглое помещение. До постройки грязелечебницы в круглой части отпускали грязевые процедуры, а в квадратной - серно-щелочные ванные. Тут же были залы ожидания и отдыха.

Сейчас в Верхних ваннах отпускают только серно-щелочные и углекислые сероводородные процедуры. Это одно из центральных бальнеологических учреждений курорта.

Грязелечебница имени Н. А. Семашко (ул. Семашко). Находится напротив санатория "Огонек", и идти сюда от вокзала надо так же по улице Анджиевского.

Грязелечебницу соорудили по проекту архитектора Е. Шретера. Здание является памятником архитектуры.

Центральный вход в здание оформлен классическим порталом с колоннами ионического ордера и скульптурами античных богов врачевания и здоровья. Все это дополняется заглубленным двориком и полукруглой подъездной дорогой, "охраняемой" мощными скульптурами львов.

Фасадные стены грязелечебницы украшены барельефами соответствующей назначению здания тематики. Внутри также много украшений, скульптур мифологического характера. Здесь громадные колонны, высокие потолки, обилие света и воздуха. Центральный зал освещен световым фонарем. Своим убранством и планировкой он напоминает древний зал - атрий.

Ессентуки. Питьевая галерея источника № 17 Санаторий "Москва" Верхние ванны Фонтан в парке

В 1912 г. началась подвозка строительного материала из Аликоновского ущелья, а в следующем году заложили здание грязелечебницы. Торжественное открытие состоялось летом 1915 г. в разгар мировой войны. Первыми пациентами лечебницы стали раненые, прибывшие в лазареты и разместившиеся в гостиницах, пансионатах.

Грязелечебница пострадала во время деникинской оккупации. После освобождения Ессентуков Красной Армией приступили к восстановлению здания, в июне 1923г. грязелечебница начала действовать. Ей присвоено имя Н. А. Семашко, наркома здравоохранения, помогавшего восстановить этот цех здоровья.

А в период оккупации фашисты готовились к уничтожению многих зданий в Ессентуках. Разрушению должна была подвергнуться и грязелечебница, но стремительное наступление советских войск сорвало эти варварские планы.

С сентября 1945 г. грязелечебница имени Н. А. Семашко безотказно служит благородному делу. Здание ее находится под охраной государства.

Нижние ванны (лечебный парк). К зданию ванн надо идти по аллее источников - это недалеко от главного входа в парк. Оно привлекает внимание необычностью положения (под углом к аллее) и белым парадным видом.

К 100-летию Кавминвод решено было выстроить в Ессентуках новое ванное здание. По местоположению в нижней части парка его назвали Нижними ваннами. Начало строительства относится к 1901 г., проект составлен был архитектором-инженером И. И. Байковым. Срок возведения назначили очень сжатый, поэтому за основу пришлось взять фахверковый (каркасный) тип постройки. В июне 1902г. ванны сдали в эксплуатацию.

В плане здание представляло собой два коридора, сходящиеся под прямым углом. Угол срезали и превратили в закрытую террасу главного входа.

В 1938 г. Нижние ванны были реконструированы: левое крыло удлинили, главный вход перенесли в его центр и украсили порталом с высокой колоннадой. Надстроили второй этаж, где разместился общекурортный ингаляторий.

Питьевая галерея источника № 17 (лечебный парк). От вокзала надо пройти по улице Интернациональной до главного входа в парк.

Старейшее на курорте строение находится у входа в парк, который начали закладывать почти одновременно со строительством галереи. В 1848 г. заложили это первое фундаментальное на курорте здание. Известняк и песчаник, из которого оно выстроено, привозили на волах из Аликоновского ущелья, а белый травертин - из карьеров у подножия горы Машук.

Автор проекта галереи архитектор С. Уптон, приглашенный на Кавказские Минеральные Воды М.С. Воронцовым, использовал элементы разных стилей. Внимание привлекают миниатюрные башенки, декоративные проемы окон.

Фасадом галерея выходила к соляно-щелочным (Нижним) ваннам. Средняя ее часть была открытой и напоминала планировку Елизаветинской (ныне Академической) галереи в Пятигорске. По всему южному фасаду тянулась широкая лестница в шесть ступеней из белого машукского камня травертина. Внутри галереи в нишах установлены копии скульптур античности: Флора, Фортуна, Амазонка и Венера.

Позже к галерее с двух, западной и восточной, сторон сделали пристройки и воду источника № 17 подвели внутрь. Так из прогулочной галерея стала питьевой. В потолке устроили световой фонарь.

В 1901 г. рядом построили здание театра-парка. Оно закрыло фасад галереи, и для обозрения остались только восточная и западная пристройки. Еще раньше (1873) у западной стены галереи поставили ажурную чугунную беседку, где и поныне отпускают в летнее время воду источника № 17.

В наше время галерею изнутри облицевали серым и палевым мрамором, пол покрыли цветным бетоном.

Сюда, к источникам, приходят со своим стаканом в строго определенное время. Галерея открыта с 7 до 10 утра, с 11.30 до 15 и с 16.30 до 19 часов.

Здание электролечебницы (ул. Интернациональная, 1). Пройти к электролечебнице от вокзала можно по улице Интернациональной, вдоль парковой ограды. Фасад здания обращен к парку, на восток (поэтому смотрится оно лучше в утренние часы - при солнечном освещении). Высокая колоннада привлекает внимание своей строгой красотой.

Здание было построено в 1912 г. как торговая галерея. В летнее время тут открывались маленькие лавки, выстраивались лотки кавказских торговцев и умельцев. Продавали оружие, отделанное черненым серебром, медную посуду, украшенную гравировкой, ковры ручной работы. В этом же здании помещались парикмахерская и кумысная, на втором этаже находилась почта.

В 1926 г. лавки закрыли, а в помещениях галереи оборудовали склад. Через 10 лет это здание отдали под краеведческий музей, созданный краеведами-любителями. Во время оккупации города фашистами музей был расхищен.

Электролечебницу в галерее открыли в январе 1943 г., здесь она с той поры и находится. Ежедневно в ней отпускаются сотни процедур.

Здание механотерапии (лечебный парк). Чтобы увидеть это строение с башенками, деревянной аркадой, балочными перекрытиями (типичная фахверковая постройка), надо выйти на главную аллею нижней части парка. Оно находится по соседству с Нижними ваннами.

Время сооружения здания -1902 г. Место оказалось слишком болотистым, землю надо было осушать на глубину до 3 м. В подвальном помещении должны были разместиться электромоторы и трансмиссии, поэтому стены подвала делали метровой толщины. Вокруг будущего здания пришлось рыть дренажные канавы. Все это усложнило и затянуло строительство.

Выстроенный павильон стали именовать Цандеровским институтом механотерапии. Здание строили как лечебное учреждение курорта и предназначали для размещения в нем аппаратов, изобретенных шведским врачом Г. Цандером. Сейчас здесь действуют 64 аппарата разной конструкции для лечения бронхиальной астмы, плечевых и локтевых суставов, для вибрационного массажа позвоночника и др. Ежедневно отделение посещают 300-500 человек.

Павильоны бюветов в лечебном парке (нижняя его часть). Светлые и нарядные строения являются украшением парка и частью его истории. В том месте, где сейчас аллея источников, текла средь болотистых берегов речка Кислуша. Речку заключили в трубу, берега осушили, проложили пешеходную аллею и построили (с 1908 по 1912 г.) по проекту архитектора Н. Н. Семенова летние бюветы для питья воды источника № 4. Здесь, у подножия Щелочной горки, до наших дней сохранились бюветы 1, 3 и 4, постройки того времени.

Бювет 2 был выстроен с противоположной стороны аллеи в виде открытой галереи с колоннами. В 1936 г. между колоннами возвели стены, в проемы вставили большие застекленные рамы. На месте этого павильона в 1967 г. соорудили питьевую галерею источника № 4.

Все эти нарядные летнего типа павильоны и питьевые галереи -памятники архитектуры малых форм.

Здание аптеки № 11 (ул. Советская, 13). От вокзала надо пройти по улице Интернациональной до ее пересечения с улицей Советской и свернуть направо.

Это здание - бывшая дача Кабиева - памятник архитектуры начала XX века. С января 1982 г. после реставрации, внутренних перестроек здесь разместилась аптека. Она приметна своими архитектурными деталями, оригинальным видом.

Здание курортной библиотеки (ул. Пономарева, 7). Расположено на расстоянии одного квартала от Привокзальной площади, если идти по улице Анджиевского.

Бывшая дача И. Г. Зимина, построенная в стиле модерн, имеет три этажа. К южному ее фасаду примыкают две башенки в два и четыре этажа. Более высокая имеет навершие в виде парапета и отдаленно напоминает собой сванскую башню. Обилие окон с различными проемами, кирпичные фигурные детали, светло-желтый цвет кирпича придают массивному строению приветливый вид.

Интересен западный фасад - парадный, с главным входом. На уровне третьего этажа расположена лоджия с арочным потолочным перекрытием, такого же вида и проем двери, ведущей в лоджию, а над ними в треугольном фронтоне - мезонин с тремя крохотными окошками. По углам основного куба здания в парапет крыши встроены круглые башенки.

Когда на фронтоне мезонина установили скульптуры трех орлов, дача стала именоваться "Орлиное гнездо".

В 1923 г. здесь разместился санаторий имени академика Павлова. Сейчас в старинном особняке находится курортная библиотека.

Места, связанные с историей курорта

От редута, положившего начало Ессентукам, ничего не сохранилось. Известно только место, где он располагался. Там теперь Дом культуры имени В. И. Ленина (автобусная остановка "Площадь Ленина"). Но на территории бывшей станицы (ул. Кисловодская, Гоголя, Первомайская и др.) сохранились домики, которые напоминают о временах первопоселенцев. И многое осталось от периода, когда шла азартная застройка территории курорта частными дачами, виллами, особняками, доходными домами. Национализированные в советское время здания стали служить целям оздоровления трудящихся.

В 1848 г. количество больных, приехавших в Ессентуки лечиться, составило 280 человек: в 1849 г. приезд значительно уменьшился и составил всего 165 человек; в 1851 г. - 220 человек и в 1852 г. - 287. По случаю весьма малого съезда посетителей разрешено было брать минеральную воду бочками из бассейна № 17. В отчете за 1855 год относительно количества больных записано, что "этот год характерен небольшим съездом больных на курорт, причем больные в основном приехали из районов Кавказского края, а не из внутренних губерний России. Причина ограниченного посещения состояла не только в малой известности лечебных факторов, но главным образом - в неудобствах и неблагоустройстве курорта. С открытием сезона снова всплывает вопрос об уличном освещении в Ессентуках. При том состоянии тротуаров и мостовых, в котором они находятся, этому поневоле приходится уделять внимание. Когда-то на Верхней Курсовой и Главной Курсовой были установлены два электрических фонаря, но они были сняты Управлением Вод вследствие недоразумений в оплате. Третьего дня в заседании правления общества благоустройства Ессентуков на Главной Курсовой, Верхней Курсовой и Кисловодской решено поставить три керосиново-калильных фонаря силою в две тысячи свечей каждый.

("Голос курортов", 1910, №4)

Горка Бекет (правый берег р. Подкумок). Проезд автобусом до конца, а затем пройти восточнее к берегу Подкумка. Возвышенность эта в том месте единственная.

В период возведения Бугунтинского редута на горке был пикет (пост). Сохранившееся название - это искаженное французское слово "пикет".

Здание театра-парка (лечебный парк). Пешком от вокзала к этому зданию надо идти по улице Интернациональной до главного входа в парк.

Несколько чужеродной пристройкой смотрится театр-парк, закрывший собой колоннаду южного фасада питьевой галереи источника № 17. К 100-летию курорта Кавминвод, когда наплыв богатой публики возрастал, решено было увеличить прогулочную площадь галереи. В 1901 г. к ней пристроили довольно большое помещение, которое предполагалось днем использовать для прогулок в ненастную погоду, а вечером - как театральный зал. Из старой галереи в пристроенную можно было пройти через проемы некогда главного фасада галереи.

Для строительства театра-парка использовали металлические конструкции. Они были выполнены варшавской фирмой. Это десять железных столбов ажурной работы, всевозможные фигурные детали. Железный каркас здания снаружи облицевали кирпичом и светлым местным камнем. Сцена расположилась несколько выше зала, там же оборудовали и гримерные. Здание не имеет фундамента, стоит на деревянных лежнях, а боковые стены для устойчивости сделаны двойными. Зал и сцена не имеют потолка, а только кровлю. Театр-парк - летнее здание, поэтому построено было очень быстро. Оно ни по акустическим данным, ни по удобствам не подходило для театра, но прослужило более 80 лет (в 1981 г. в центре города стал действовать новый гастрольный театр с двумя залами).

На сцене театра-парка ставилась пьеса А. М. Горького "Мещане", и сам автор в 1903 г. находился в зрительном зале. Среди публики были К. С. Станиславский, артист Тихомиров со своей женой, балериной Екатериной Гельцер. К. С. Станиславский писал из Ессентуков: "Сегодня у меня приятный день, ко мне приехали гости: Горький, И. А. Тихомиров и Константин Петрович (забыл фамилию), издатель Горького. Дело было так... В театре шли "Мещане", и Тетерева играл Дмитриев. Я зашел посмотреть. Давыдов уверяет меня, что Горький в театре, и показывает какого-то господина в голубой косоворотке, с короткими волосами. Я уверяю, что нет, хотя тут же вспоминаю, что сейчас, в гостинице мне говорили, что Тихомиров И. А. заходил ко мне. Я не обратил внимания, думая, что речь идет о Тихомирове - муже Гельцер. Кончается акт - И. А. Тихомиров и Горький летят ко мне. Оказывается, они все постриглись и так обкромсали волосы, что их узнать нельзя".

Здесь выступали знаменитые певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, комедийная актриса М. Г. Савина, известный дрессировщик А. Л. Дуров. В 1927 г., в сентябре, выступил В. В. Маяковский.

Здание первого советского санатория в Ессентуках (ул. Семашко, 10). От железнодорожного вокзала по улице Анджиевского пройти до пересечения ее с улицей Семашко, слева будет это здание из желтого кирпича, построенное в начале XX в.

Этот санаторий (в здании быв. гостиницы "Азау") курорта Ессентуки, первым принявший в 1920 г. по ленинскому декрету на отдых трудящихся Советской России, вошел в историю развития курортов страны. Сейчас здесь располагается подростковый санаторий "Огонек" для старшеклассников и учащихся техникумов и училищ Украины.

Гастрольный театр Ессентуки. В парке осенью Скульптура "Мужичок"

Памятники природы

В Ессентуках нет ни причудливых скал, ни водопадов. Но примечательно, что местный ландшафт изменен волей и трудом не одного поколения садоводов, которые одели в зеленый наряд некогда унылую, однообразную, слегка наклонную предгорную степь. Сейчас город-курорт утопает в зелени.

Главное богатство курорта - целебные ключи. Как идет процесс образования источников, скрытый от людских глаз в недрах земли, можно увидеть на примере Плачущих гротов.

Сразу же за Ессентуками расположена станция Белый Уголь с новеньким поселком.

Почему и откуда такое название здесь, среди тишины и покоя окрестных долин? Ведь "белым углем" обычно называют гидроэнергию рек, приводящую в движение турбины электростанций. А здесь? Шестьдесят лет назад тут была заложена одна из самых первых в нашей стране гидроэлектростанция "Белый Уголь". В газете "Северный Кавказ" писали тогда: "Самый способ утилизации водяной силы является новостью не только на Кавказе, но и в России". Крохотная станция, конечно, была совсем непохожа на мощные громадные ГЭС, известные теперь всем. Она использовала энергию Подкумка, где был построен подводящий канал и сделана напорная камера для спада воды, которая приводила в движение небольшую турбину. Электроэнергия этой "ГЭС-невелички" передавалась на... I8 верст - "большое расстояние", по словам газеты, и использовалась для осветительной сети и первых городских трамваев в Пятигорске. "Светлячок на Подкумке" работает и поныне.

(Месяц на Кавказских Водах. Ставрополь, 1965)

Плачущие гроты (лечебный парк). Их два. Один расположен за Ореандой, если идти в нижнюю часть парка по главной аллее, мимо санатория имени Свердлова. Спустившись по ступенькам, справа видишь металлическую решетку с изображением капли. А за нею живые капли воды, падающие с земляного свода грота.

Прозрачные и звонкие, они привлекают внимание: грот плачет - точнее не скажешь. Просачивающаяся через незначительный почвенный слой влага, каплями падающая на дно грота, это поверхностного горизонта родниковая вода.

Другой Плачущий грот находится на аллее источников. Склон Щелочной горки здесь выложен декоративным камнем. Над гротом устроена площадка для духового оркестра, который выступает здесь в теплое время года.

Музеи, выставки

Ессентукский филиал Ставропольского краеведческого музея имени Г. К. Праве (ул. Кисловодская, 5). Находится музей в самом центре города, рядом с универмагом.

Начало ему было положено в 1936 г., когда энтузиаст-краевед Н. М. Николаев с добровольными помощниками создал небольшой музей в здании, где сейчас находится электролечебница курорта.

Почти одновременно открылась еще одна музейная экспозиция, которая разместилась в кабинете истории местного педучилища (по ул. Советской, 28). Инициатором ее создания был завуч В. П. Шпаковский.

Во время оккупации города обе музейные коллекции были разграблены. После войны В. П. Шпаковский, став директором педучилища, с помощью энтузиастов вновь создал здесь небольшую экспозицию.

С 1966 г. музею передали верхний этаж старинного здания по улице Кисловодской, 5. Музей назвали народным: много вещей и документов получено от жителей города и станицы Ессентукской.

Сейчас это филиал Ставропольского краевого музея, в нем более 20 тыс. документов, фотографий, картин, вещей, в том числе личные вещи и документы комиссара продотряда Татьяны Соломахи, выдающегося хирурга В.И. Разумовского и др. Интересен старинный, времен Елизаветы, мебельный гарнитур, доставленный из Петергофа в первые годы развития советских курортов. В основном фонде много археологических находок. Обширная экспозиция посвящена гражданской и Великой Отечественной войнам.

Выставочный зал в курортной библиотеке (ул. Пономарева, 7). От вокзала до библиотеки следует пройти по улице Анджиевского всего один квартал.

Эта постоянно действующая выставка посвящена М. Ю. Лермонтову. Ее экспозицию составляют увеличенные фотокопии старинных снимков лермонтовских мест Пятигорска и стенд с двумя разделами:

"Страницы прошлого читая ..." и "В краю синих гор". Здесь стоят столики, где можно позаниматься, почитать стихи великого поэта и исследования о нем, его творчестве.

Музей казачьего быта (пос. Белый Уголь, ул. Титова, 11). Надо доехать на электропоезде до остановки "Белый Уголь" и пройти к средней школе по мосту через Подкумок. Слева виден большой дом, а внизу - кузня, конюшня. Во двор надо идти с улицы Титова.

Музей занимает специально построенный для него дом. Большинство коллекций еще нуждается в систематизации, но все равно осмотр старых предметов быта, фотографий и уникальных книг доставляет удовольствие. Здесь и экспозиция горской утвари (чеченские, дагестанские, осетинские кувшины), тут и уникальная коллекция русских самоваров (до 300 штук), всевозможные ступки, гончарные изделия разных времен, посуда, часы, мебель и другое.

Все собрано А. А. Пименовым, хозяином этого дома, выстроенного им самим по собственным чертежам.




 
 
Copyright © 2006.