ГЛАВНАЯ

Центральная Россия
Золотое кольцо России
Урал
Кавказ России
Сибирь
Карелия
Дальний Восток
Волга
Дон
Арктика
Калининград
Юрьев-Польский
Серпухов
Александров
Старая Русса
Иваново
Екатеринбург
Ладожское озеро
Соловки
Пятигорск
Эльбрус и Приэльбрусье
Алтай
Березовский
Тальков Камень
Касли
Невъянск
Парк Оленьи Ручьи
По Демидовским местам
Синячиха - Алапаевск
Онежское озеро
Кивич
Валаам
Адлер
Анапа
Домбай
Ессентуки
Кисловодск
Иркутск
Байкал
Листвянка
Малое море
Байкальск
Утес Саган Заба
Бурятия
Красноярск
Новосибирск
Шерегеш
Астрахань
Волгоград
Порт Волгограда
Казань
Мечеть Кул Шариф
Казанский Кремль
Нижний Новгород
Ростов-на-Дону
Владивосток
Камчатка
Якутия
Зеленоградск
Светлогорск
Мурманск
Острова Арктики
Счетчик посещаемости
Волгоград





За свою относительно недолгую историю Волгограда сумел трижды сменить название – с имперского Царицына на советский Сталинград, а затем, после развенчания культа Сталина, на Волгоград.

Волгоград – город, история которого напрямую связана с трагическими событиями Второй Мировой Войны. Именно здесь, в 1943 году, произошло одно из самых кровопролитных сражений за всю историю войн - Сталинградская битва. Эта битва считается многими историками переломной в ходе войны. После нее Советские войска начали наступление, и был открыт Второй фронт.

Неудивительно, что главные достопримечательности Волгограда связаны именно со Сталинградской битвой. Центральная из них - Мамаев Курган. На вершине Кургана установлена гигантская скульптура, ставшая впоследствии символом победы над фашизмом - «Родина-мать зовет!».

Из менее громких, но не менее интересных достопримечательностей в городе стоит выделить гостиницу «Волгоград» (ранее гостиница «Столичные номера»). Основана она была в конце 19 века, и стала первым заведением подобного класса в тогдашнем Царицыне. После войны, в 1955 году, гостиницу, бывшую до этого трехэтажной, восстановили и сделали пятиэтажной. При этом были сохранены все основн6ые элементы дореволюционного стиля.

Уникальным в Волгограде является один из видов транспорта – метротрам. Он совместил в себе особенности трамвая и метро. Маршрут метротрама проходит в основном по поверхности, но три станции в центре Волгограда сделаны под землей, в полном соответствии с требованиями к постройке метро.

Одни из крупнейших городов на Волге, Волгоград имеет свой речной вокзал. Вокзал считается одним из самых больших в Европе. Длина его составляет 296 метров. К причалам вокзала могут одновременно пришвартовываться 6 теплоходов. Круизы по Волге, как правило, включают посещение Волгограда.

Дом павлова

В середине сентября 1942 года создалась угроза прорыва противника к Волге в районе площади 9 января (ныне площадь им. Ленина). Решено было превратить в опорные пункты два четырехэтажных дома, расположенных параллельно на площади 9 января.

Ожесточенные бои развернулись за 4-х этажный жилой дом работников облпотребсоюза, получивший позднее название "Дом Павлова" по имени младшего командира, который первый со своим отделением закрепился в нем. Затем к дому пришло подкрепление: пулеметный взвод, бронебойщики, минометчики. Подходы к дому были заминированы, налажена связь с командованием. С приходом пополнения гарнизон увеличился до 25 человек. Гвардейцы в течение 58 дней удерживали "Дом Павлова" и не отдали его врагу.

Восстановление разрушенного города и знаменитое черкасовское движение началось также именно с этого дома.

В 1965 г. по проекту скульпторов П. Л. Малкова и А. В. Голованова на торцевой стене дома со стороны площади им. В. И. Ленина сооружена мемориальная стена-памятник в честь боевого подвига защитников Сталинграда. Надпись на мемориальной стене гласит: «Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я.Ф. и его боевыми товарищами Александровым А.П., Глущенко В.С., Черноголовым Н.Я. В течение сентября—ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А.П., Афанасьев И.Ф., Бондаренко М.С., Воронов И.В., Глущенко В.С., Гридин Т.И., Довженко П.И., Иващенко А.И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я.Ф., Рамазанов Ф.3., Сараев В.К., Свирин И.Т., Собгайда А.А., Торгунов К., Турдыев М., Хайт И.Я., Черноголов Н.Я., Черныщенко А.Н., Шаповалов А.Е., Якименко Г.И.»

4 мая 1985 г. состоялось торжественное открытие мемориальной стены-памятника на торцевой стене дома со стороны улицы Советской, посвященного трудовой доблести строителей бригады А. М. Черкасовой, которая восстанавливала разрушенный дом в 1943 — 1944 гг. Надпись на мемориальной стене: «В этом доме слились воедино подвиг ратный и трудовой». Авторы: архитектор В. Е. Масляев и скульптор В. Г. Фетисов.

Лысая гора

Одна из важных высот города находится на юго-западной окраине Советского района. Эту возвышенность, открытую со всех сторон, продуваемую ветрами, лишенную растительности, покрытую песком, назвали Лысой горой.

С нее открывается панорама южной части Волгограда.

Высота 140,6 была местом ожесточенных боев соединений 64-ой армии в сентябре-декабре 1942 и в январе 1943 года. В течение 140 суток здесь не прекращались бои. Бывали дни, когда на площади в 4 кв. км с обеих сторон в бою участвовало до 50 тыс. солдат и офицеров, сотни танков, артиллерийских орудий и минометов. Эта земля до сих пор хранит тысячи осколков от мин, бомб, снарядов. Ценой больших потерь немецко-фашистским захватчикам удалось овладеть высотой. Они превратили ее в сильный узел сопротивления. По переднему краю и в глубину обороны было вырыто несколько линий траншей в рост, связанных глубокими ходами сообщений. Перед передним краем гитлеровцы установили мины и проволочные заграждения.

В конце октября 1942 года в центре Сталинграда сложилась тяжелая обстановка. Немцы готовились к решающим боям. Чтобы оттянуть часть сил и средств противника с фронта 64-ой армии, ее соединения подготовили контрудар силами двух стрелковых дивизий и стрелкового корпуса.

В течение семи дней в районе Лысой горы, поселка Купоросный шли ожесточенные бои, в результате которых враг был измотан и вынужден перейти к обороне по всем фронтам армий. Вновь ожесточенные бои за высоту начались в январе 1943 года. Они длились несколько дней. Советским войскам приходилось штурмовать каждый опорный пункт, зачастую только с помощью огнеметов удавалось выкуривать засевших там гитлеровцев. 17 января 1943 года Лысая гора была освобождена.

На вершине горы установлен величественный обелиск, который возвращает нас к суровым годам войны. На двадцатиметровом обелиске высечены слова: «Мир отстоявшим для будущих поколений, Слава вам и вечная благодарность Отечества. Родина чтит эти подвиги, имя которым бессмертие». Памятник открыт 5 ноября 1968 года, авторы – скульптор В.Н. Безруков, архитектор Ф.М. Лысов. В 1973 году сооружен обелиск.

Набережная

Центральная набережная имени 62-ой армии, защищавшей северную часть города, была сооружена после Сталинградского сражения. Набережная Волги хранит свидетельства всех периодов истории города, от Царицына до Волгограда.

Архитектурный ансамбль нижней террасы и речного вокзала разработан проектным институтом Ленгипроречтранс. Она одновременно напоминает Потемкинскую лестницу и служит молчаливым свидетельством героизма защитников города и Волги. Архитектурно набережная решена с помощью двух белых пропилеев, которые, помимо своего основного смысла, скрывают второе значение. Дело в том, что эти пропилеи являются своеобразными отметками: в период Сталинградского сражения именно в этом месте располагалась основная переправа через Волгу. В декабре 1942 года река покрылась льдом, и здесь было решено устроить переправу, которая была сделана настолько мощной (хоть и деревянной), что по ней с левого берега Волги на правый постоянно ходили танковые колонны для подкрепления сражающихся в руинах города частей Советской армии. Еще одним напоминанием о войне является ротонда, находящаяся немного в стороне от главной лестницы. На этом месте располагалась зенитная батарея 1083-го зенитного полка, которая в этой точке остановила прорыв

немецких танков к Волге, причем зенитчики, чьи орудия на самом деле приспособлены для поражения воздушных целей, развернули их в тот день по наземным целям, не допустив выхода атакующих танков к Волге.

Фонтан

Скульптурная группа «Искусство» (фонтан) установлена на верхней террасе набережной Волги в августе 1957 года. Авторы – скульптор С.С. Алешин, архитектор В.Е. Шалашов.

Бронзовая скульптурная группа изображает трех девушек, исполняющих народный танец (по мотивам танцевального коллектива «Березка»). Оформление фонтана и пьедестала выполнено из красного полированного гранита. Отливка и гранитные заготовки деталей выполнены Мытищенским заводом художественного литья.

«Гаситель»

Пожарный пароход «Гаситель» (до 1926 года – «Царев») был построен на Сормовском судостроительном заводе в 1903 г. До 1966 года служил на Волге в качестве пожарного парохода. Участвовал в обороне Царицына в 1918 — 1920 гг. и в Сталинградской битве 1942 — 1943 гг. Помимо своих прямых обязанностей, обеспечивал выполнение задач командования Красной Армии по переброске войск, доставке грузов, эвакуации. Имел вооружение и обеспечивал охрану водного бассейна.

С 1977 года пароход-ветеран несет свою службу в качестве памятника речникам Волжского бассейна. Памятник открыт (установлен на постамент) 6 ноября 1977 г. на берегу р. Волги в пойме (устье) р. Царицы. Автор – народный архитектор В.Е. Масляев.

Бронекатер БК-13

Огромный вклад в победу под Сталинградом внесли моряки Волжской военной флотилии.

В те грозные дни моряки героически сражались фашистскими захватчиками, проявив при этом массовый героизм, стойкость и отвагу. Суда Волжской военной флотилии и речного флота под непрерывным артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха самоотверженно перевозили в Сталинград войска, вооружение, боеприпасы и эвакуировали из осажденного города раненых и мирное население

В наши дни на набережной Волги, у музея-панорамы "Сталинградская битва" установлен бронекатер БК-13 как памятник мужеству речников Волжской военной флотилии.

Панорама

В 1937 году в бывшем штабе обороны Царицынского Совета на Привокзальной площади был создан Музей обороны Царицына. Тогда же, в 1936-1937 гг., за короткий срок был собран и показан ценный исторический материал по эпохе гражданской войны и боям за Царицын в 1918-1920 гг. Музей вызывал живой интерес современников.

В годы Великой Отечественной войны музей находился в эвакуации, но деятельность его не прекращалась. В ноябре 1942 г. Военный совет Сталинградского фронта и городской комитет обороны приняли решение по сбору материалов для будущего Музея обороны Сталинграда. Так начиналась новая и, пожалуй, самая важная глава в истории музея.

В 1948 г. в восстановленном здании он открылся вновь уже как Музей обороны Царицына – Сталинграда, а уже через год приобрел статус государственного. До 1982 года, лишь меняя название, музей продолжал функционировать в прежнем статусе. Экспозиция тех лет постоянно пополнялась новыми материалами, перестраивалась, развивалась.

8 июля 1982 года для посетителей была торжественно открыта панорамная часть комплекса. Музей обороны был переименован в Волгоградский государственный музей-панораму «Сталинградская битва».

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму. Со смотровой площадки открывается вид на художественное полотно первой советской и одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.

Полотно написано на холсте длиной 120 м (по окружности) и высотой 16 м, изготовленном по специальному заказу умельцами Сурского комбината Пензенской области. Для этого им пришлось соединить вместе пять ткацких станков. Холст весит около тонны и имеет всего два шва: вертикальный и горизонтальный. Бригада специалистов из Подольского производственного комбината загрунтовала его и передала художникам.

Авторами и исполнителями панорамной части являются известные мастера батальной живописи студии военных художников им. М. Б. Грекова: Н. Я. Бут – народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко; В. К. Дмитриевский – народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко; П. И. Жигимонт – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР; П. Т. Мальцев и другие.

На художественном полотне запечатлен момент, в который наиболее ярко раскрывается суть завершающего этапа сражения – 26 января 1943 года бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация и плотность войск были особенно велики. Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана, на одном из городских бетонных водоотстойников.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги советских воинов, но и достоверно раскрывает стратегический план завершающего удара в Сталинграде, четко показывая направление военных действий всех армий, участвовавших в разгроме на заключительном этапе Сталинградской битвы. Размеры панорамы позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, развернувшуюся на большом пространстве.

Между смотровой площадкой и картиной находится предметный план – рельефный макет местности и предметов, занимающий свыше 1000 квадратных метров и приближающий зрителя к обстановке боя: он изрезан окопами, ходами сообщений, изрыт воронками от снарядов и бомб. С помощью специальных художественных приемов переход от предметного плана к холсту делается незаметным. Предметный план, входя в общее композиционное решение, играет подчиненную роль и является дополнением к живописному образу.

Параллельно с работой художников велась работа научного коллектива по созданию музейной части комплекса. О том, как работал весь коллектив музея, говорит афоризм, родившийся в те дни: "Сталинградская битва продолжалась 200 дней, а музей Сталинградской битвы сотрудники создали за 100 дней". 6 мая 1985 г. в канун 40-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось открытие музея.

В состав музейного комплекса включены руины мельницы Грудинина. Здание построено в 1903 г. как механизированное мукомольное предприятие (мельница). В дни Сталинградской битвы оно было укрепленным пунктом - узлом обороны 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Руины сохраняются как памятник, посвященный героизму защитников города. На мраморной мемориальной доске текст: "Руины мельницы им. К. Н. Грудинина — исторический заповедник".

С полным вводом в действие музейной части город и регион получили крупный современный музейный комплекс, экспозиционная площадь которого составила 4,5 тыс. кв. м, что в 15 раз больше прежней экспозиции.




 
 
Copyright © 2006.