ГЛАВНАЯ

Арбат
Храм Христа Спасителя
Красная площадь
Останкинская башня
Алмазный фонд
Третьяковская галерея
Музей - панорама "Бородинская битва " и Триумфальная арка
Исторический музей
Фонтаны Москвы
Замоскворечье
Усадьба Петровское-Разумовское
Усадьба Измайловo
Усадьба Кузьминки
Коломенское
Большой театр
Кремль
Успенский собор
Собор Василия Блаженного
Благовещенский собор
Царь-колокол
Архангельский собор
Московское метро
Воробьевы горы
Поклонная гора
Царицыно
Александровский сад
Ботанический сад
Особняк Мельникова
Особняк Морозова
Метрополь
Битцевский лесопарк
Государственный музей обороны Москвы
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
Китай-город
Новодевичий монастырь
Донской монастырь
Андронников монастырь
Белорусский вокзал
Киевский вокзал
Павелецкий вокзал
Счетчик посещаемости
Храм Христа Спасителя





Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматично. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве - была яркой, бурной и трагической. Задуман в 1812 году как памятник освобождения России от войск Наполеона. Заложен в 1839 году по проекту архитектора К.А.Тона, отделка интерьера при участии архитекторов А.И.Рязанова, А.И.Каминского и др. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник. При подъезде к Москве с юга и юго-запада он был виден более чем за десяток верст. Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также, что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов.

Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе, которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве. Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальонах изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые покровители императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, святой блаженный Николай и святой праведный Елизаветы. Скульптура над входными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями, причиной, которой явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции. Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. По этому помещённые на его стенах барельефы выражали несколько иной аспект религиозно-исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избавители России отвнешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Христово (автор А. В. Логановский) и воскресение (автор Н. А. Ромозанов).

В центре восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Владимирской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В остальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Магдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина. Все они были выполнены Ромазановым. История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения. Здесь 5 ноября 1917 года был избран на патриаршество патриарх Тихон. В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия» опубликовала Постановление Совета о том, что в Москве на месте храма Христа Спасителя будет построен Дворец Советов. С осени 1931 года разборка храма Христа Спасителя шла полным ходом, а 5 декабря 1931 года – взорван. Строение Дворца Советов, реально начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить.

Дальнейшее проектирование Дворца Советов в 1960г. решено было прекратить. В том же году на месте разобранного фундамента Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн «Москва». С середины 1980г. наметился перелом, один за другим стали востонавливаться закрытые храмы, монастыри, открываться новые приходы. Храм был заложен заново 7 января 1995 году и освещен заново 19 августа 2000г.

Ныне это кафедральный собор патриарха. Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота внутреннего пространства - 79 м, общая площадь росписи - более 22 тыс. кв. м. Прямо по оси главного входа находится уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Главные святыни Храма: икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре. Верхняя часть галереи, обрамляющей основную, трапезную часть храма - хоры. Как правило, посещение этой части храма для посетителей недоступно - только в составе небольших экскурсионных групп. Между тем, там есть что посмотреть. В южном крыле хор устроен придельный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, покровителя императора Николая, при котором начато строительства первого Храма. Придел в северном крыле посвящен Святому Благоверному Князю Александру Невскому, покровителю императоров Александра I, давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II, строившего этот Храм в течение 25 лет, Александра III, освятившего храм. Уникальное местоположение Храма делает устроенные на нем смотровые площадки поистине уникальным местом. С высоты 40 метров открывается панорама центральной части Москвы. Кремль и Замоскворечье, кольцо московских высоток, планировка московских улиц и проспектов - все можно охватить взглядом. Зрелище получается захватывающее и весьма любопытное. И мы надеемся, что он простоит еще очень много лет. И будет радовать всех входящих в него. Сейчас, как и много лет назад в храме проходят торжественные богослужения. В том числе и Пасхальное.




 
 
Copyright © 2006.