Замоскворечье
Прямо напротив Кремля по другую сторону Москвы - реки находится Замоскворечье - особый мир, в котором еще сохранился дух патриархальной Москвы. В эти улочки и переулки влюбляются с первого взгляда и на всю жизнь.
Замоскворецкие дворики дышат теплотой и уютом. В Замоскворечье жили не только купцы. С середины19 века здесь стали селиться не очень знатные дворяне, а затем и интеллигенция. Первым певцом Замоскворечья стал Александр Николаевич Островский (русский писатель). В Голиковском переулке сохранился дом, в котором Островский родился и провел младенческие годы. Именно такими домиками было застроено все Замоскворечье.
Переступая порог Дома - музея А.Н.Островского, попадаешь в атмосферу старой Москвы. Небольшие комнаты с невысокими потолками расположены вокруг большой печи - это позволяло экономить на отоплении. Мебель, подаренная музею потомками драматурга, вышитая скатерть, самовар, развешанные на стенах старинные гравюры и картины придают дому обжитой и очень уютный вид.
На Пятницкой в доме № 12 некоторое время квартировал отставной артиллерийский офицер Лев Толстой (писатель). Толстой любил играть на бильярде в Английском клубе и однажды проиграл тысячу рублей. Строгие правила требовали немедленной оплаты. Не окажись Катков случайно в клубе, Толстого могли бы с позором исключить из членов клуба.
В советское время в Луврашинском переулке был построен дом Союза писателей. Говорят, что именно он стал прототипом "дома Массолита ", в котором учинила разгром булгаковская Маргарита.
Одна из современных примет Замоскворечья - уютные уличные кафе. Имена московских улиц часто отражают профессии людей, когда-то их населявших. В Кадашах селились бондари, на Татарке - выходцы из Золотой Орды (отсюда же и Ордынка). Всех чужеземцев называли тогда немцами.
Даже в Москве, которая до пожара 1812 года застраивалась, как бог на душу положит, Замоскворечье славилось тем, что в нем не было ни одной прямой улицы. Это и сейчас можно увидеть на Большой Полянке. Ее перспективу перекрывает, будто сошедшая с лубочной картинки колокольня церкви Григория Неокесарийского.
Подходишь и замираешь в восхищении, настолько наряден ее разноцветный декор. Белокаменная резьба украшает порталы. Четверик храма и второй ярус колокольни опоясывает фриз, выложенный из глянцевых изрзсцов, изготовленных в мастерской знаменитого мастера Степана Полубеса.
|