ГЛАВНАЯ

Арбат
Храм Христа Спасителя
Красная площадь
Останкинская башня
Алмазный фонд
Третьяковская галерея
Музей - панорама "Бородинская битва " и Триумфальная арка
Исторический музей
Фонтаны Москвы
Замоскворечье
Усадьба Петровское-Разумовское
Усадьба Измайловo
Усадьба Кузьминки
Коломенское
Большой театр
Кремль
Успенский собор
Собор Василия Блаженного
Благовещенский собор
Царь-колокол
Архангельский собор
Московское метро
Воробьевы горы
Поклонная гора
Царицыно
Александровский сад
Ботанический сад
Особняк Мельникова
Особняк Морозова
Метрополь
Битцевский лесопарк
Государственный музей обороны Москвы
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
Китай-город
Новодевичий монастырь
Донской монастырь
Андронников монастырь
Белорусский вокзал
Киевский вокзал
Павелецкий вокзал
Счетчик посещаемости
Московское метро



Казалось бы,70 лет назад москвичей мало, что побуждало уводить столичный транспорт под землю. Столица была относительно невелика, ее население лишь немногим превышало 2 миллиона. Давно ли какой-нибудь извозчик, ехавший по морозу из Замоскворечья к Тверской заставе, сердито ворчал: «Ну и конец, прости господи, почитай через всю Москву-Матушку!» А теперь - от Новокузнецкой до Маяковской - две остановки, 8-10 минут включая вход и выход.

Сегодня мы по- настоящему почувствовали, что значит метро для Москвы, которая раскинулась на площади чуть ли не в 100 тысяч гектаров.

Ежегодно около 5 миллионов пассажиров проезжают по подземным магистралям. В годы Великой Отечественной войны под надежными сводами московского метро не редко находили защиту от налетов фашистской авиации женщины, дети, старики. И сейчас еще на некоторых станциях можно увидеть в конце перрона бетонные уступы или металлические опоры для помостов и сходней, по которым спускались в тоннели тысячи москвичей, укрываясь на целую ночь от бомбежек. Проектировалось и строилось метро с учетом опыта многих европейских столиц. Но перед метростроевцами была задача - сделать московское метро лучше, чем на Западе. И эта задача была с честью выполнена.

Существуют две версии, объясняющие происхождение слова «метро (метрополитен)». По одной из них, это слово укрепилось за подземными трассами первой в мире дороги в Лондоне, строительство которой было осуществлено в 1863 году фирмой «Метрополитен». По другой версии, слово «метро» заимствовано из французского языка. Там это слово означает в переводе буквально «столичный». По смыслу это означает - столичная железная дорога.

23 ноября 1902 года члены Московского Городского императорского археологического общества обратились к князя В.М.

Голицыну: «Проект господ Кнорре и Балинского поражают своей дерзостью». Они были уверены, что метро могло разрушить храмы. Спустя десять лет, в 1912 году новый проект метро обсуждался городской думой. В1918 году Москва приобрела статус Советской столицы и об усовершенствовании ее стали думать на государственном уровне.

Линия первой очереди московского метро была открыта для движения 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Движение началось от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд».

Из станций первой очереди москвичам особенно полюбилась «Кропоткинская» (раньше она называлась «Дворец советов»). В оформлении станционного зала использован светлый мрамор; пол выложен серым и розовым гранитом; своды зала освещены скрытыми в верхней части пилонов светильниками. Со станции есть также выход (архитектор А. К. Рыжков) на ул. Волхонку.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен гран-при. В 1941 году присуждена Государственная премия СССР за архитектуру и строительство. Так как станций много то приведены не все. Самые интересные.

Парк-культуры

Колонны (2 ряда) станционного зала отделаны желтым мрамором, стены покрыты белой плиткой, пол выложен гранитом. В отделке использован белый и серый мрамор, красная метлахская плитка и др. материалы.

До 1980 года станция "Парк Культуры" называлась "Парк культуры имени Горького".

Говорят, что она лишилась части своего названия только из-за проведения Олимпиады, так как названия станций объявлялись на английском языке (а хотели еще и на французском). Преображенская станция.

Выходы - по подземным переходам на Б. Черкизовскую улицу и Преображенскую площадь. Станция сооружена по типовой конструктивной схеме. В отделке использованы зеленоватый мрамор, белая керамическая плитка. Пол выложен серым гранитом.

Красносельская

Павильон вестибюля находится на пересечении Верхней Красносельской и Русаковской улиц. В отделке колонн, расположенных на продольной оси станционного зала, использованы темно-желтый, белый и серый мрамор.

Красные ворота

2 выхода расположены по обе стороны Садового кольца. Вестибюль, выходящий на площадь Красные ворота, стилизован под раковину (архитектор Н. А. Ладовский), другой - построен в 1954 году в высотном здании (архитектор А. Н. Душкин). В облицовке пилонов станционного зала использован красный, серый, белый и желтый мрамор.

В 1938 году на Международной всемирной ярмарке в Париже проекту станции присуждена Гран-при. Второй вестибюль возводили в 1950-х гг. одновременно с находящимся над ним 138-метровым высотным зданием. С помощью метростроевцев строители высотки планировали сократить сроки строительства на 2 года. Грунт состоял из мягкой глины и плывунов, метростроевцы обычно прибегают в таких случаях к замораживанию, превращая грунт в ледяную скалу. После завершения работ грунт оттаивает и выпучивается, что не опасно для защищенного бетоном подземного вестибюля, но высотная башня ненеизбежно должна была накрениться, отклониться от вертикали. Инженеры приняли оригинальное решение - начали строить башню накрененной. По мере таяния грунта здание стало выпрямляться и заняло строго вертикальное положение.

Воробьевы горы

Это одно из удивительных мест в Москве. На правом берегу Москвы-реки перед Андреевским монастырем в заброшенном фундаменте Дворца молодежи можно увидеть правильной формы озерцо; а там, где сейчас расположены элегантные опоры разрушающегося метромоста, планировался в конце XVIII века огромный комплекс Храма Христа-Спасителя, еще более величественный, чем римский собор Св. Павла. Чуть выше - заброшенная эскалаторная галерея...

Но все проекты, даже реализованные, в этом месте имеют особенную судьбу. Метромост, каким мы всегда его знали, планировался из металлических опор, но по прихоти Хрущева, был реализован в железобетоне. Металлические конструкции существенно удешевили бы строительство, и, как ни странно, были бы менее металлоемкими, потому что на опалубку бетона требуется больше металлических составляющих, чем для цельнометаллических опор. А почему был закрыт мост? На испытательном стенде, который существует до сих пор, в одной из железобетонных опор, созданных по методу напряженного армирования, "потекла" арматура. Плюс для ускорения бетонных работ при строительстве добавлялась соль. Таким образом, построенный за 15 месяцев и открытый в 1958 году уникальный мост сейчас в затяжном ремонте с 1984 года.

Ленинские горы

Станция метро, располагавшееся в нижнем ярусе метромоста, была самой длинной в московском метро. Длина ее посадочного зала вместе с проходными коридорами - 270 метров. Станция имела два выхода: в Лужники и на Ленинские горы. Верхний ярус моста имел удобную связь с нижней посредством эскалаторной галереи, расположенной в нескольких метрах от моста в верхней его части.

«Арбатская»

: Вестибюль встроен в здание Министерства обороны Р.Ф., соединен Эскалаторами со станционным залом, противоположенный конец которого также эскалаторами соединен с подземным вестибюлем станции «Александровский сад». Через этот вестибюль можно перейти на станцию «Библиотека им. Ленина». В оформлении станционного зала использованы красным мрамор, белая и черная глазурованная плитка. Пионы и потолок украшены букетами из керамики.

«Царицыно»

: станция колонного типа. В облицовке путевых стен использован красный, и желтый мрамор колонны отделаны белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Стены украшены мозаичными вставками.

«Ботанический сад»

: Круглый надземный вестибюль находится в близи центрального входа Главного ботанического сада РАН в Останкине. По подземным переходом - выход на Снежную улицу. В облицовке станционного зала использован светлый мрамор. Потолок на всю ширину зала покрыт алюминием. Путевые стены украшают панно с сюжетами на темы природы. Пол выложен серым гранитом.

И теперь спускаясь в метро, мы можем прикоснуться к истории строительства и развития метрополитена.





 
 
Copyright © 2006.